Стивен Дж. Розен и Даниэль Пайпс
The Jerusalem Post
10 июля 2012г
Критики Ближневосточного агенства для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) ООН, занимающегося палестинскими беженцами, как правило, сосредотачивают свое внимание на грехах этого агенства: лагеря под его контролем являются убежищем для террористов. У него – раздутая бюрократия и полно радикалов на зарплате. Его школы подстрекают к ненависти. Списки его подопечных – мошенничество. Его политика поощряет менталитет жертвы.
![]() Распределение продовольствия в настоящее время составляет лишь небольшую часть расходов БАПОР, большинство этих расходов уходит на образование и здравоохранение. |
Однако наиболее важной проблемой БАПОР является его миссия. В течение 63-х лет агентство расширяет проблему беженцев – вместо того, чтобы способствовать ее разрешению. БАПОР не занимается расселением беженцев. Вместо этого, регистрируя все новых внуков и правнуков, которые никогда не были вынуждены покинуть свой дом или место работы, и искусственно добавляя их в число "беженцев", таким образом агенство увеличивает количество якобы потерпевших от Израиля. В настоящее время эти потомки составляют уже более 90 процентов подопечных БАПОР.
Более того, БАПОР нарушает Конвенцию о статусе беженцев, утверждая, что почти два миллиона человек, получивших гражданство в Иордании, Сирии и Ливане (и составляющих 40 процентов пользующихся благотворительностью БАПОР), до сих пор являются беженцами.
В результате этой практики количество беженцев БАПОР, которое должно было бы уменьшаться в результате их поселения и естественной убыли, неуклонно растет – с 750 тысяч в 1949 г. до почти 5 миллионов сегодня. Такими темпами число беженцев БАПОР превзойдет 8-миллионную отметку в 2030 году и 20-миллионую в 2060 году, причем его лагеря и школы постоянно поддерживают несбыточную мечту, что эти миллионы потомков когда-нибудь смогут "вернуться" в дома своих предков в Израиле. Когда даже председатель Палестинской Автономии Махмуд Аббас признает, что переселение в Израиль пяти миллионов палестинцев означает "конец Израилю", становится ясно, что БАПОР мешает урегулированию конфликта.
Израильские правительственные чиновники хорошо знают, что БАПОР увековечивает проблемы беженцев и хорошо знают его грехи. Тем не менее, государство Израиль имеет рабочие отношения с БАПОР и ожидает от него определенных услуг.
Политика содействия Израиля началась в 1967 году с обмена письмами Комая-Микельмора, в которых Иерусалим пообещал "полное сотрудничество со стороны властей Израиля ... облегчению задачи БАПОР." Эта политика продолжается до сих пор. В ноябре 2009 г. представитель Израиля подтвердил "неизменную приверженность договоренностям" в письмах 1967 г. и поддержку "важной гуманитарной миссии БАПОР." Он даже пообещал поддерживать "тесное сотрудничество" с БАПОР.
![]() Изображение Аят аль-Ахрас, палестинской террористки-смертницы, на стене школы БАПОР в лагере беженцев Дехейше неподалеку от Вифлеема. Несмотря на подобное подстрекательство, израильское правительство не хочет прекращения деятельности БАПОР. (Фото: Ронда Спивак). |
Израильские чиновники делают различие между негативной политической ролью БАПОР и более позитивной ролью агенства в сфере социального обслуживания, в основном оказывающего медицинскую и образовательную помощь населению. Они ценят то, что БАПОР на средства, предоставленные иностранными государствами, помогает трети населения Западного берега и трем четвертям в секторе Газа. Без этих средств Израиль столкнулся бы со взрывоопасной ситуацией на своих границах и международными требованиями, что он, изображаемый в качестве "оккупационной власти", должен взять на себя бремя по обслуживанию этих групп населения. В худшем случае, Армии Обороны Израиля придется войти во враждебные территории для надзора за функционированием школ и больниц, за что придется платить израильским налогоплательщикам. Такая перспектива стала бы наименее привлекательной.
Как подытожил хорошо информированный израильский чиновник, БАПОР играет "ключевую роль в обеспечении гуманитарной помощи гражданскому палестинскому населению", которая должна продолжаться.
Это объясняет, почему, когда зарубежные друзья Израиля пытаются закрыть финансирование БАПОР, Иерусалим призывает к осторожности и даже препятствует этим усилиям. Например, в январе 2010 года правительство Канады Харпера объявило о намерении перенаправить помощь вместо БАПОР в пользу Палестинской Автономии для того, чтобы "обеспечить подотчетность и укрепление демократии в ПА". Несмотря на то, что канадский Бней Брит с гордостью сообщил, что "правительство послушало" его совета, канадские дипломаты заявили, что Иерусалим тихо попросил их возобновить финансирование БАПОР.
В другом случае в декабре 2011 года голландский министр иностранных дел сказал, что его правительство намерено "тщательно проверить" свою политику в отношении БАПОР, впоследствии сообщил приближенным, что Иерусалим попросил его не отменять финансирование БАПОР.
Это подводит нас к вопросу: можно ли сохранить элементы БАПОР, полезные для Израиля, без нескончаемого расширения статуса беженца?
Но для этого необходимо различать роли БАПОР в качестве агенства социального обслуживания, с одной стороны, и в качестве постоянного источника "беженцев", с другой. Вопреки практике регистрации беженцами внуков, разделы III.A.2 и III.B Сводной инструкции БАПОР по регистрации и приемлемости позволяют ему оказывать социальные услуги палестинцам, не являющихся беженцами. Это положение уже вступило в силу: например, на Западном берегу 17 процентов палестинцев, зарегистрированных БАПОР в январе 2012 года и имеющих право на получение услуг, не были учтены беженцами.
Учитывая, что БАПОР подотчетна Генеральной Ассамблее ООН, с ее автоматическим антиизраильским большинством, обязать БАПОР поменять свою практику почти невозможно. Но основные доноры БАПОР, начиная с правительства США, должны перестать быть сообщниками в бесконечном расширении статуса беженца.
Вашингтон должен относиться к БАПОР как к средству доставки социальных услуг, но не более того. Следует настаивать на том, что подопечные БАПОР, которые либо никогда не были перемещены или уже имеющие гражданство других стран, хоть и, возможно, имеют право на получение услуг БАПОР, но не являются беженцами. Создание такого различия ослабит ключевой раздражитель в арабо-израильских отношениях.
__________________________________
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Lessening UNRWA's Damage
Перевод с английского И. Эйдельнант

