(no subject)
Friday, 10 December 2004 01:27МОЯ КУЛИНАРНАЯ КНИГА
Нес гадОль hая по
" Нес гадОль hая по " - " Большое чудо было здесь ".
Произнесите эту фразу, и все. Больше ничего говорить не нужно: все и так поймут, что речь идет о красивом, волшебном празднике огней - о Хануке.
Я не стану вдаваться в исторические корни этого праздника и объяснять его смысл - у меня другие задачи. Я просто напишу еще два слова, тесно связанные с Ханукой, эти слова тоже всем известны и понятны.
Латкес. Пончики.
Да-да. Многие еврейские праздники связаны с ритуальной кулинарией: Песах - это маца, Шавуот - молочное, Ту-би-Шват - орехи и сухофрукты.
Ханука тоже имеет свои ритуальные блюда - картофельные оладьи " латкес " и пончики с вареньем, жаренные на растительном масле.
Я не всегда была такой сведущей иудейкой. Долгие годы своей жизни я и слов-то таких не слыхала...
Но пробил час " Ч ", скрытое стало явным, вышло наружу, мы стали прихожанами Ленинградской Хоральной Синагоги, и наше иудейское образование сильно подвинулось вперед.
Сначала мы узнали, что в синагоге можно купить мацу. Сын, посланный на разведку, вернулся с большим пакетом, перевязанным веревочкой, очень похожим на пакет из прачечной, и с удивлением в глазах: " Мама, там так весело. Молодежи много.Можно я буду туда ходить? " Ну, еще бы я запретила ходить своему еврейскому мальчику в синагогу!
Через какое-то время он решил взять с собой младшую сестру - оказалось, что в синагоге работает воскресная школа для малышей. Девочке нашей там тоже понравилось. Дети ходили туда все чаще и стали завлекать нас.
Однажды мы поддались на их уговоры и пошли с ними.
Нас поразили мрамор и темный дуб, резьба по камню и раввины в талесах. Народу было много, все чувствовали себя вполне в своей тарелке, это чувство передалось и нам, а дома мы нашли в романе Андрея Битова " Пушкинский дом " абзац, в котором русские герои обсуждают, что такое особенное чувствуется в евреях, чего нет у них, и один из собеседников говорит, что это - присущее всем иудеям чувство причастности, принадлежности к... Вот это самое чувство принадлежности к... и ощутили мы после первого нашего визита в синагогу.
Потом было много всякого. Бней Акива, летние сионисткие лагеря: для девочки - в Питере, для сына - в Майори, отъезд сына в Москву для учебы в йешиве при московской синагоге, моя учеба в ульпане при Еврейской Ассоциации у великого учителя Феликса Файнберга ( о нем я еще напишу когда-нибудь)...
А потом мы узнали, что при синагоге открыта общеобразовательная школа для еврейских детей.
Это был подарок судьбы, потому что дочка уже " окончила " детский сад и сидела дома - я, учитель, зная, что такое ленинградскиа школы, не нашла в себе силы " сдать " своего ребенка в одну из них.
А тут - такое везение.
И мы пошли поступать в еврейскую школу.
Отбор был жесточайший. Из нескольких сот детей экзаменаторы должны были отобрать всего пятнадцать. Главным экзаменатором был раввин Михаил Корец, приехавший из Израиля специально для организации этой школы.
Детей проверяли не только учителя, но и психологи, что было новинкой для нас.
Особенно поразила меня одна совершенно русская мама с двумя девочками, - типичными Аленушками - которая просила допустить девочек к экзамену, а бедный Миша пытался, как можно корректнее, объяснить ей, что школа для детей другого вероисповедания, другой национальности, что будут обязательны еврейские дисциплины - история, традиция. Не помогало ничего. Женщина уже почти плакала и умоляла его сделать исключение для ее девочек. " Что ж такое, - говорила она в пространство, - как хорошая школа, так только для евреев? Опять все лучшее - им? А мои должны идти по месту жительства - вы знаете, какая у нас там школа? Одни дети алкоголиков, как я могу своих девочек туда отдать? " Миша посоветовал ей сходить в епархию: он слышал, что православная церковь тоже собиралась открыть свои школы. Женщина только отмахнулась: " Мы атеисты, для чего нам церковно-приходская школа? " На возражение, что ведь и эта школа, по сути, тоже церковно-приходская, она с иронией ответила, что все равно ведь математику с физикой будут всерьез давать... Долго еще она не уходила и бродила по двору с растерянным и потерянным видом. Мне было очень ее жаль: я и сама отработала в пригородной школе и знала, что в каждом классе сидят дети-олигофрены, учителя вынуждены возиться с ними, а на нормальных детей времени у них почти не остается.
Наша девочка не подкачала и поступила в школу.
Но настоящее знакомство с классом было отсрочено, потому что, проучившись несколько дней, детки наши отправились на каникулы - грянули осенние праздники. Поскольку класс еще не был спаян, праздники эти мы не отмечали, но к наступлению Хануки уже все перезнакомились, подружились и решили устроить деткам настоящий праздник с угощением.
Нужно помнить, что это был девяносто первый год. Магазины в Питере стояли пустые и холодные. Продавцы и сами тяготились этой пустотой и, как могли, пытались ее завуалировать. В одном гастрономе на полках лежали штабеля худосочных веников, в другом - пачки лаврового листа, хотя совершенно не понятно было, что с этим самым листом варить...
Утром, отведя дочь в школу ( три километра, шли пешком, потому что в трамваи было невозможно втиснуться ), я шла по магазинам в поисках чего-нибудь. Нарвавшись на очередь, я становилась в нее и стояла до победного конца. Иногда бывало, что, проболтавшись таким образом в поисках пропитания, я, не заходя домой, должна была уже идти снова в школу - забирать ребенка после уроков. Потом открыли группу продленного дня, дочь заявила, что не собирается прозябать одна дома, когда весь класс развлекается в школе, и мне стало полегче. Облегчало жизнь еще и то, что ее в школе кормили три раза.
Горячий завтрак с обязательной кашей, нормальный обед из трех блюд и плотный ужин - все готовилось из израильских и американских кошерных продуктов и все было высшего качества. Мой муж, который время от времени что-нибудь делал в классе - прибивал полки, подвешивал телевизор - был кормлен в столовой синагоги вместе с детьми и остался приятно удивлен качеством, количеством и отменным вкусом предлагавшихся блюд.
Хоть эта обуза спала с моих плеч: я была спокойна, что дети мои не голодают. У меня остались самые теплые чувства к нашей синагоге: хаббадники очень помогали нам выжить. То и дело дочь приносила домой что-то вроде сухого пайка или какую-нибудь одежду, сласти, свечи для шабата. То и дело устраивались праздники с угощением, что для многих питерских семей имело тогда значение: кто-то уже не работал и ждал отъезда, кто-то остался без работы ( с дочкой учился мальчик, папа которого, кандитдат наук, сидел без работы ), а о состоянии торговли все, я думаю, помнят не хуже меня.
И вот наступила Ханука. В тот год мы почти не бывали дома. В разных местах устраивались празднества, по которым мы бегали втроем. Первую ханукальную свечу я зажигала несколько раз: в синагоге, дома, в ульпане.
В синагоге все получили по ханукие, дешевенькой, жестяной,- но разве это было важно?- и по коробочке цветных свечечек. На широчайших подоконниках выстроились эти символы обретения своего народа, огоньки трепетали, странным образом, это напоминало Новый год, который был не за горами, Миша Корец читал браху, мы все повторяли ее за ним - и было нам возвышенно и хорошо.
Ханукию предписывалось забрать домой и продолжать дома зажигание свечей, что мы и выполняли неукоснительно.
Дочь моя приняла участие в съемках фильма о еврейской общине Питера, в частности, в этом фильме рассказывали о нашей школе, о хоре мальчиков, а она - моя девочка, в кадре зажигала большой синагогальный семисвечник. Может быть, кто-нибудь видел этот фильм начала девяностых: типичная мэйделе в голубом платье с белым фартучком держит в руках большую свечу - почти с нее ростом - и зажигает ею первый ханукальный огонь.
И вот на фоне этого пустого и голодного времени мы решили устроить нашим детям праздник.
Один из одноклассников дочки жил рядом с синагогой в нетипично огромной для Союза квартире - сто квадратных метров. Праздник было решено усторить в этой квартире.
Каждый ребенок должен был принести стакан муки, две-три картофелины, два яйца - это, вообще, была драгоценность), стакан подсолнечного масла и джем или варенье. Дрожжи принесли те, у кого они были. Все, наверное, помнят, как приходилось " доставать " дрожжи даже в более благополучные времена?
Пока дети были в школе, мы с несколькими мамами поставили тесто, натерли картошку и начали жарить латкес и пончики.
Латкес готовили по простейшему рецепту.
ПРОДУКТЫ.
Картофель,
яйца,
мука,
немного пищевой соды или пекарский порошок,
соль,
растительное масло для жарения.
ПРОЦЕСС.
Картофель почистить и натереть на крупной терке. Отжать лишний сок, добавить яйца, муку, разрыхлитель, соль и жарить, как обычные оладьи с двух сторон на растительном масле. Подавать горячими со сметаной или кетчупом. Можно использовать в качестве гарнира. Я иногда жарю их очень маленькими и кладу в жаркое вместо просто нарезанной картошки.
С пончиками мороки, конечно, было больше. Нужн было ставить опару, следить за тестом. Зато результат был хорош.
Для хорошего результата:
ПРОДУКТЫ.
Жидкость ( молоко пополам с водой ) - 500 мл,
Мука - 700-800 г. Если у вас нет весов, муку можно отмерить по объему - вдвое больше, чем жидкости, т.е. - 1 литр.
Дрожжи - 50 г,
Сахар - 3 ст. ложки,
Соль - 0,5 ч. ложки,
Джем или густое варенье,
Растительное масло для фритюра,
Сахарная пудра для посыпки готовых пончиков.
ПРОЦЕСС.
Из всей жидкости дрожжей, одной ложки сахара и половины муки поставить опару.
Если в доме холодно, емкость с опарой поставить на кастрюлю с горячей водой.
Дождаться, когда опара достигнет максимального подъема и только-только соберется опуститься, и добавить все остальные продукты. Месить тесто 20 минут, а затем оставить в теплом месте для подъема.
Тесто должно подняться трижды. Два раза его нужно обмять и предоставить возможность следующего подъема.После третьего подъема обмять и выложить на посыпанную мукой рабочую поверхность.
Разделать все тесто на порции величиной с шарик для пинг-понга и оставить для расстойки на пятнадцать минут.
Из каждого шарика сформовать лепешку, положить на ее центр половину чайной ложки джема, прочно залепить края лепешки, придав ей форму шара, и тут же жарить во фритюре из заранее разогретого растительного масла. Удобно жарить пончики во фритюрнице.
Во время жарения следить, чтобы пончики не пригорели, для чего все время поворачивать их в масле. Удобно делать их в компании, чтобы кто-то лепил, а кто-то - жарил.
Мы именно так и поступили, и работа шла быстро.
Уроки закончились, и наши голодные детки примчались, в предвкушении пиршества. Я уже не помню, сколько мы наделали оладьев, сколько - пончиков. Счет шел на сотни. Вы думаете, эти пятнадцать тощеньких семилетних детишке не слопали все, так что родителям достались какие-то крохи?! Если вы так думаете, то вы таки-да, сильно ошибаетесь!
Но вот блюда и тарелки опустели, чай был допит, и наступило время концерта.
Я думаю, все помнят, что этих пятнадцать оглоедов были отобраны из нескольких сотен? Это важно, потому что из них всех только моя дочь не училась музыке - почему, тема другого рассказа.
И потому концерты на наших классных праздниках были уникальными. Один мальчик играл на скрипке, другой - на флейте, девочка аккомпанировала им на рояле - в этом доме был рояль! Все хором пели еврейские песни: " Ешь лану тайеш, летайеш ешь закан..." - " Авейну шалом алейхем..." - " Хава нагила..." - " Ерушалаим шель заhав..." Дочь моя читала наизусть " Вредные советы " - они были еще новинкой и пользовались неизменным успехом. Танцевали, играли в " ручеек ", вертели волчки и расплачивались новенькими блестящими монетками, мешочек с которыми получил каждый ученик школы, потому что Любавичский Ребе, уже сильно болевший, все же помнил о еврейских детях России и прислал деньги специально для ханукальной игры.
Надо бы спросить дочку, помнит ли она ту Хануку так же хорошо, как и я.
no subject
Date: Friday, 10 December 2004 06:01 (UTC)"Вот это самое чувство принадлежности ..."
и
"типичная мэйделе в голубом платье с белым фартучком держит в руках большую свечу - почти с нее ростом " - есть ощущение, что я это видел:)
no subject
Date: Friday, 10 December 2004 11:34 (UTC)Впечатление, что видел в действительности - результат реалистичного описания или разбужены настоящие воспоминания?
no subject
Date: Tuesday, 30 August 2005 18:06 (UTC)kazhdoe slovo na idish- schast'e. Net li v vashem Muzikal'nom Magazine kakih nibud' starih pesen na idish , ne teh chto seychas na vseh diskah?
no subject
Date: Tuesday, 30 August 2005 18:22 (UTC)no subject
Date: Tuesday, 15 August 2006 13:19 (UTC)А вот читая про латкес - пришла к выводу, что это банальные драники,(деруны, картофляники - готовились в моей семье всегда.. Добавляли еще черный перец и тертую луковичку..
no subject
Date: Tuesday, 15 August 2006 15:16 (UTC)Вы зарегистрируйтесь - удобнее будет всем.