leon_orr: glaz (Default)
[personal profile] leon_orr


У меня абсолютное большинство вопросов про Березовского, но я, все-таки, начну с другой новости – с публикации Сергея Канева в «Новой газете» на этой неделе, которая произошла потому, что к нему обратился целый отдел ФСБ почти в полном составе, и повод обращения этого отдела было освобождение из-под стражи нескольких чеченцев плюс одного кабардинца, Зелимхана Исраилова по прозвищу «Бес» и его соучастников. Собственно, Зелимхан Исраилов возглавляет столичную охрану Кадырова. Вот, большая часть этих людей живет в президент-отеле, ходит со Стечкиными, фотографируется с миллионами буквально долларов и пистолетами. Одна из самых сильных частей публикации – это, конечно, вот эти вот фотографии, вот эти люди, которые стоят с рублями и с долларами, и со стволами. И возглавляет эту охрану, как я уже говорила, сам Исраилов.


В августе позапрошлого года эти люди похитили прямо в Москве человека, который в статье фигурирует под именем Григорий. Они привезли его в специально оборудованный для этой цели под Москвой дом, пытали, насиловали биллиардным кием. Когда им показалось, что Григорий умер, они выкинули его на свалку. Но оказалось, что он жив. Григорий занимался угоном дорогих иномарок. Он утверждает, что он завязал. Но офицеры при этом еще утверждали, что дом, в котором все это происходило, что там не первый раз бывают заложники.

Дело о похищении было на контроле лично у Бастрыкина. Закончился контроль тем, что всех отпустили, а следователя уволили. Не первый это случай, когда Исраилов попадает в уголовную хронику. Это тот самый человек, который в центре Москвы стрелял по автобусу (я как-то рассказывала эту историю год назад). Тогда было так, что автобус ехал по правой полосе, чеченцы ехали слева. И поскольку чеченцы не смогли из-за автобуса повернуть направо (ну, вы представляете себе маневр), они решили, что автобус их подрезал. Они нагнали автобус, сначала они по нему стреляли, потом заскочили в салон со Стечкиными. А водитель оказался не робкого десятка – он выхватил монтировку из-под сиденья и «Бесу» засветил по черепушке, у него там до сих пор очень сильный шрам.

Еще перед этим автобусом была перестрелка в кафе. Еще перед перестрелкой в кафе был некий водитель Кочетков, с которым Исраилов не поделил дорогу, в результате чего, согласно материалам закрытого уголовного дела, естественно, Исраилову ничего не было, Кочетков скончался на месте. Было написано, что он ударился о бордюр.

Вот, ни одно из этих преступлений не повлекло за собой для Исраилова, как я уже сказала, ничего. В том числе сейчас отпущены эти люди по делу о похищении и вымогательстве. Поскольку пан Бастрыкин лично курировал это дело, не может быть речи ни о какой неосведомленности главы Следственного комитета. И обратите внимание на реакцию официальных властей. Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов сказал, что у Кадырова нету охраны. Ну, что мы, как бы, можем на это сказать? У Кадырова нету охраны, у Путина нету мигалки. А пресс-секретарь Следственного комитета господин Маркин заявил, что наш корреспондент Сергей Канев все выдумал про пришедших к нему офицеров ФСБ. У меня, естественно, возникает вопрос: а вот эти фотки, которые являются едва ли не самой главной частью публикации, взятые очевидно из мобильников этих людей, их что, Канев сам добывал или он их нарисовал с помощью Фотошопа?

Вот случившееся важно по двум причинам. Вот, мы можем констатировать, что нет ничего, что не могут позволить себе в Москве эти люди с миллионами и со Стечкиными. Это даже не список Магнитского. Вот, я как-то сильно подозреваю, что если бы члены списка Магнитского убивали людей на улицах Москвы, расстреливали автобусы, похищали людей, насиловали их биллиардным кием, то их бы, все-таки, арестовали. И с моей точки зрения, такая безнаказанность свойственна только оккупационным армиям. Вот, помните Vae victis, горе побежденным? Вот, горе – побежденным, бабки – победителям.

Владимир Владимирович Путин рассказывал нам, что при Ельцине мы проиграли войну с Чечней, а вот он, Путин ее выиграл. Вот, мы можем констатировать, что, благодаря Путину, Россия побеждена Чечней. И судя по всему, судя по публикации, не все, в том числе и в ФСБ согласны с этим завоеванием, потому что если отдел ФСБ полным составом пошел встречаться с журналистом, значит, их достало. Значит, подобное положение дел не может продолжаться слишком долго, потому что, все-таки, да, страна тяжело больна, тяжело коррумпирована, но, все-таки, знаете, мы не Зимбабве. И я вспоминаю по этому поводу замечательную историю Югуртинской войны. Момент наибольшего падения Рима. Вот, все продается в Риме, царек по имени Югурта берет союзный Риму город, убивает там всех римских граждан, которые ему попались, латинян и италиков. После он приезжает в Рим, уплачивает взятку сначала полководцу на месте и тот заключает с ним мирный договор, потом в Риме поднимается скандал, Югурта приезжает в Рим, уплачивает взятку сенаторам там, они говорят «Все нормально». Югурта уехал и говорит «Ну, в Риме все продается».

Вот, как известно, Югуртинская война, все-таки, кончилась поражением нумидийского царя. И мне кажется, что как бы ни был слаб Путин, Россия не может быть побеждена Чечней в этой ситуации слишком надолго. Это потенциально очень конфликтная ситуация. И, кстати, я бы, все-таки, просила националистов, когда они говорят «Хватит кормить Кавказ», все-таки, уточнить, какой Кавказ они имеют в виду, потому что очень часто у нас произносят «Кавказ», боясь произнести «Чечня». А, все-таки, извините, ребята, у нас разное отношение с разными кавказскими национальностями, у нас в силу исторических понятных причин гораздо более понятные поводы для тяжелых отношений с Чечней. И согласитесь, даже если дагестанец или кабардинец озорует в Москве, то он, как правило, отвечает за то, что он сделал, в индивидуальном порядке.

Кстати, одна прелестная история. Вот, дело, по которому судят этих ребят, которые сейчас на свободе, но суд еще предстоит, это как раз вымогательство там с тяжелой статьей. Вот такая же статья, вы будете смеяться, у Аксаны Пановой. Напоминаю, что это екатеринбургская история, напоминаю, что по какой-то причине (я сейчас даже не буду сосредотачиваться, по какой). Екатеринбургские власти преследуют Евгения Ройзмана, главу фонда «Город без наркотиков» и Аксану Панову. Эта тяжелейшая кампания, развернутая против них, тяжелейшая травля закончилась, в частности, потерей Аксаной Пановой ребенка. Причем, в общем, насколько я знаю, там просто открыто на совещании говорилось, что если мы не можем посадить тебя, Ройзмана, мы посадим твоего ребенка. То есть безобразные сцены происходили, когда пришлось делать аборт, потому что жизнь и здоровье матери были под угрозой, здоровье ребенка было под угрозой. Просто в госпиталь прибежали следователи и там копались, вот, только чуть ли не в бинтах.

Я сейчас не буду говорить о причинах этой истории. Я уже говорила, что с моей точки зрения она не имеет никакого отношения к Кремлю. Это чрезвычайно личные причины, как бы сказать, самца, которому не дали. Вот таким образом крупные начальники сводят счеты.

Но сейчас я хочу о другом сказать. Вот, среди обвинений, предъявленных Аксане Пановой, самая серьезная статья – это как раз вымогательство. Вымогала она... Там все люди, которые подали заявления, так или иначе связаны с областным правительством. Вот там вот глава областной телекомпании подал жалобу, что у него, оказывается, Аксана Панова и ее агентство, крупнейшее на Урале информационное агентство тогда Ура.ру вымогало по 300 тысяч рублей в месяц. Он так боялся, так был запуган этой страшной рэкетиршей, которая, заметьте там, с кием не ходил, что он все время эти деньги платил. И, вот, мне Ирек Муртазин, другой из журналистов «Новой газеты», мой коллега сейчас как раз передал совершенно замечательные платежки. Это платежки вот этого самого общественного телевидения, у которого, согласно показаниям его главы Стуликова, вымогала деньги Аксана Панова. И вот в этих платежках видно, что общественное телевидение зачем-то еще платило помимо Ура.ру, оно платило регулярно и ООО «Эксперт ТВ», и фонду «Общественное мнение», и редакции «Российской газеты» 480 тысяч рублей, и ВГТРК 240 тысяч рублей, и Интерфакс-Урал 399 тысяч рублей, считай 400. И «Коммерсанту» в Петербурге, и так далее. Еще многим различным компаниям.

У меня возникает вопрос. А эти компании, руководители этих компаний тоже вымогали у господина Стуликова деньги? Вообще-то я должна сказать, что это, действительно, уголовное дело, потому что вот эта компания ОТВ – она существовала на государственные средства и без сомнения когда за продвижение то ли себя, то ли образа губернатора, то ли еще чего компания платит такие безумные деньги, насколько я понимаю, ежемесячно, ну, в общем, с какой-то регулярной точностью, то возникает вопрос: а это не является растратой бюджетных денег?

Это как раз не вопрос к Аксане Пановой, которая получала деньги так же, как и получали другие СМИ. А это, вот, вопрос, действительно, к тому, что это... Ну как? Нерациональное расходование бюджетных средств или что-нибудь в этом роде.

И, собственно, почему я это говорю? Вот, у Аксаны Пановой, насколько я знаю, 12 следователей. Это больше, чем у Навального. Вот, посмотрим, что будет с людьми, которые расстреливают на улицах Москвы автобусы, что будет с ними. Они обвиняются, как я уже сказала, они и Оксана Панова обвиняются по одинаковой статье «Вымогательство». И посмотрим, что будет с Аксаной Пановой.

Единственное, что на этой неделе кроме этой замечательной истории, которую Ирек будет полностью писать в «Новой газете» на среду, еще одна случилась неприятная история, которая гармонирует с будущим судом над Оксаной Пановой, которая заключается в том, что в Екатеринбурге взяли киллера... По другим причинам – он там убил какого-то врача, вора в законе. И, вот, у этого киллера обнаружились биллинги и распечатки переговоров Оксаны Пановой и Евгения Ройзмана. То есть кто-то, не знаю кто, но, видимо, заинтересованный в том, чтобы Панова и до суда не дожила, слил это еще и киллеру. Являлись ли объектом Панова или Ройзман, я не знаю, или они оба. Но, все-таки, мне кажется, заказчикам этого дела как-то надо определиться – они по части суда или по части киллеров? Или одно и то же одновременно?

И мне хочется узнать, вот такая кампания травли, которая связана с тем, что у фонда «Город без наркотиков» отбирают здание, что про Аксану Панову печатаются какие-то дикие гадости в интернете, включая то, что, знаете, все она наврала, ребенка у нее не было. То есть там вот на уровне шизофрении, не знаю, за какие деньги все это печатается. Все-таки, вот, надо определиться: вы хотите ее посадить или вы хотите ее убить, или вы хотите одновременно и по каким каналам вы работаете? И ответит ли не киллер, который сейчас сидит по другому делу, а ответит ли тот человек, который передал эти биллинги киллеру, данные слежки киллеру и кто этот человек?

Борис Абрамович... У меня, как я уже сказала, огромное количество вопросов про него. Ну, вот, помимо смерти Бориса Абрамовича, которая остается загадкой. Я сильно подозреваю, что так он и задумал. Это такой последний... Вот, про Талейрана спрашивали, да? Он умер – интересно узнать, зачем ему это понадобилось? Вот, боюсь, что про Березовского это в буквальном смысле: ему это понадобилось в качестве прощального выступления, такая загадка, чтобы хотя бы это обсуждали.

И есть еще две загадки. Это загадка, писал ли он письмо Путину. И загадка его встречи с практически незнакомым ему журналистом, на которой он off the record рассказывал, что он хочет вернуться в Россию, и факт этот журналист после его смерти опубликовал.

Ну, значит, по поводу письма Путину у меня есть свое мнение, оно очень ехидное. Оно заключается в том, что если вы заметили, Борис Абрамович у нас все свои письма последние годы писал явно, то есть он там каялся перед российским народом, предсказывал раз в полгода революцию. А тут это письмо почему-то написано тайно. Я не сомневаюсь, что письмо было. Песков сказал, что оно было. Я в отличие от господина Маркина не заметила, чтобы Песков говорил «было» на то, чего не было.

И у меня есть ощущение, что если бы Кремль его обнародовал, то Березовский мог бы сказать, что этого письма не было. И это была бы тема для обсуждения. Это была такая тоже возможная разводка. Я не говорю, что это 100% была разводка, потому что, скорее всего, Борис Абрамович оставлял себе такую опцию.

И вот интервью с незнакомым журналистом о том, что он хочет вернуться, тоже мне напоминает такую разводку. Возможно, конечно, мои какие-то личные воспоминания здесь окрашивают эту историю, но я вам расскажу историю своей первой встречи с Борисом Абрамовичем, которая произошла, когда я, не помню, в 2001-м или 2002-м году приехала от «Новой газеты» брать к нему интервью в Лондон (он вот хотел дать интервью). И мы встречаемся, он рассказывает про то, какой плохой Путин, очень много справедливых вещей говорит. А потом он рассказывает, как он поссорился с Примаковым, и в числе прочего начинает мне рассказывать, что он пронес в здание правительства пистолет и в кабинете им угрожал Примакову. Еще, значит, потом по телефону он мне добавил, что этот пистолет ему, якобы, подарил Путин.

Во-первых, я должна сказать честно, что я поверила тому, что он угрожал пистолетом Примакову, просто потому что я была такая молодая, неопытная журналистка, а мне казалось... А Борис Абрамович у нас был великий и ужасный, и мне казалось, что врать ему смысла не имеет. Как бы, образ Бориса Абрамовича, угрожавшего пистолетом Примакову, соответствовал моему тогдашнему представлению о Березовском. А во-вторых, это не имело значения, поверила я или нет, поскольку интервью было завизировано. То есть вот он подписался, что он это говорил.

Интервью выходит. Примаков очень удивляется, потому что, конечно, никакого пистолета не было, Борис Абрамович соврамши был. А дальше происходит гораздо более удивительная для меня вещь, которая заключается, что Березовский вдруг публично заявляет, что он ничего такого не говорил, это вот журналистка все напутала и наврала.

Ну, две вещи произошли. Во-первых, акции Бориса Абрамовича сильно упали в моих глазах как мужчины, потому что, понимаете, нет ничего страшного в том, чтобы не ходить с пистолетом к премьеру в Белый дом, абсолютно ничего страшного. Но уж если мужчина хочет прийти с пистолетом, но не приходит, а просто трепется об этом, спустя несколько лет, ну, это совсем мелко и дешево.

А второе, у меня, конечно, было такое смешное изумление, потому что я подумала «Ну, вот, странная разводка. А в чем ее смыл?» Там эту историю про пистолет будут обсуждать 2,5 часа. Я думаю, что сейчас ее помнят там Латынина и Примаков, и то не факт, что Примаков ее помнит. Вот, саму историю забудут. А, как бы, для меня Березовский, для меня как для фигуранта этой истории Березовский навсегда останется человеком, которому нельзя верить ни в одном слове, который так же лжет, как дышит.

И самое смешное, что через несколько лет где-то мы встретились, к этому моменту Борис Абрамович сильно подрастерял свой ореол, я, наоборот, там стала более известным журналистом. К моему удивлению, он абсолютно не был смущен. Он так улыбнулся и сказал «А ловко мы тогда написали», вот, что-то в этом роде.

Я почему рассказываю эту историю? Потому что это достаточно типичный Борис Абрамович – к нему надо так относиться. Вот, он так жил. И это история человека, который был великим разводилой. А разводить можно, только когда ты имеешь власть. Вот, есть книжка, которая мне очень не нравится, которую написал человек по имени Грин, по-моему, называется «48 законов власти». Она мне очень не нравится потому, что в ней правители фактически сравниваются с мошенниками, которые должны все что-то обещать и не выполнять. И согласно этой книжке, самые успешные правители – это самые большие мошенники.

На самом деле, это не совсем так, потому что, конечно, очень часто правитель обещает и не выполняет. Но тот правитель, который систематически кидает, он кончает обычно довольно плохо. Рано или поздно он кончает плохо. И, собственно, мошенник тем и отличается, что у него очень короткие горизонты. Мошенник, который кинул раз, кинул два и заработал на этом миллион долларов, на самом деле, в конечном итоге оказывается гораздо беднее честного бизнесмена типа Билла Гейтса, который никого не кидал, а который создавал доверие между людьми. В долгосрочной перспективе доверие всегда оказывается более выигрышной игровой стратегией для всех сторон. А мошенник – это выгода очень краткосрочная. И, конечно, когда человек обманывает, находясь во власти, то, вот, всё равно приходится с ним соглашаться. А когда человек обманывает, потеряв власть (а именно это случилось с Березовским), то он катится по наклонной плоскости вниз и в конце вот эта вот петля в ванной, когда то, что ты говоришь, даже уже не обсуждают, даже не интересно.

Вот, Борис Абрамович – он же никогда не был бизнесменом при том, что он ворочал огромными деньгами. Вот, мои приятели как-то рассказывали мне историю, как в 1997 году (а тогда еще миллион долларов был огромными деньгами) приходит бизнесмен на прием к Березовскому, предлагает ему проект, который сулит там 25 миллионов долларов, а Борис Абрамович без всякой рисовки говорит «Вы знаете, я принял решение: меньше 50 миллионов я не занимаюсь». Вот, несмотря на то, что это была, действительно, правда... Хотя, может быть, рисовка была. Все-таки, бизнесменом он не был, потому что вот это... Он всегда был разводилой. Деньги, да, были для него совершенно необходимы, собственно, отсутствие денег – одна из причин, которая его погубила. Но, вот, деньги были только составляющей вот того наркотика из денег, секса и власти, на который Березовский жил. Потому что он даже в пору его могущества мог не заниматься бизнесом. То есть люди его часами ждали в доме приемов.

Мне как-то покойный Красненкер, который, напоминаю, был одной из ключевых фигур в Аэрофлоте, то есть достаточно доверенное лицо Березовского, рассказывал, как у них были проблемы... По-моему, это было что-то вроде того, что надо было завезти самолеты, но при этом получить льготы по пошлинам на их ввоз. И вот это была бумажка совершенно необходимая для того, чтобы Аэрофлот просто физически существовал, и он об этой бумажке доложил за 3 месяца Березовскому и никак не мог получить подпись под этой бумажкой. Там он за три дня до часа Икс приезжает в дом приемов, Березовского нету. Он звонит Березовскому, тот говорит «Ну, прилетай в Париж». Красненкер прилетает в Париж, Березовский уже улетел из Парижа. Красненкер звонит ему, тот говорит «Ну, прилетай в Лондон». Так сказать, когда Красненкер прилетает в Лондон, Березовский улетел из Лондона. В конечном итоге они эту бумажку подписали там за 3 минуты до часа Икс. И трудно ее было подписать или легко, ну, вот так Березовский относился к бизнесу.




ОГЛАВЛЕНИЕ. ПОЛИТИКА. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА В ПРОГРАММЕ "КОД ДОСТУПА".


Profile

leon_orr: glaz (Default)
leon_orr

April 2025

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
2021 2223242526
27282930   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Wednesday, 11 February 2026 18:38
Powered by Dreamwidth Studios