СМЕНА ВЕХ: новое понимание Прораба. Нерецензия.
Tuesday, 4 May 2010 15:11Пересмотрела я недавно в одна тыща восемьсот пятидесятый раз обожаемый фильм "Киндза-дза" и, наконец, поняла нечто, мучавшее меня с первого просмотра в городе на Неве, на балконе кинотеатра "Аврора", этого бессмертного произведения.
Все эти годы меня изводила некая неуловимая мысль, никак не дававшаяся в руки для пристального рассмотрения, осмысления и понимания.
Но вот - свершилось: я ее поймала!
Скажете, позднее зажигание? А нет - наработка жизненного опыта, необходимого для нового взгляда на привычные вещи.
Итак, главный герой фильма - Владимир Николаевич.
Прораб.
Я много раз думала, почему именно прораб?! Почему не учитель, инженер-машиностроитель, химик, агроном, наконец! Прораб!
И мне кажется, я поняла.
Кроме ответа на этот вопрос, я обнаружила в себе другое понимание еще пары эпизодов фильма и решила поделиться с вами своим новым взглядом на задачу и цель, которые, как мне кажется, поставил перед собой Данелия.
Хотя, не исключено, он ни сном ни духом, а это я, как истинный критик, нахожу в произведении то, чего автор и в голове не держал.
Самые первые кадры. Владимир Николаевич приходит с работы. Приходит он налегке, вешает пальто, здоровается из коридора с женой, включает телевизор и садится перед ним.
Жена его при этом колготится на кухне. Нам становится ясно, что и она только что пришла с работы, спешит приготовить ужин, поэтому даже не переоделась в домашнюю одежду. Из диалога супругов мы понимаем, что до прихода домой она делала покупки ( значит, пришла домой не налегке, как муж, а с кошелками), но забыла купить хлеба и просит теперь мужа сходить в булочную.
И как просит! Тон виноватый, даже слегка заискивающий, она голосом просит извинить ее, пустоголовую, вынужденную теперь беспокоить мужа, уставшего после работы.
Владимир Николаевич не возражает жене, он идет в магазин, но все же мы ловим не слишком ласковый взгляд, который он бросает в ее сторону.
Далее этот прораб совершает ряд невероятно идиотских поступков:
а)нажимает на кнопку прибора, который видит впервые в жизни и не представляет, что это за штука перед ним;
в) уже поняв, что на планете Плюк спички имеют какое-то сакральное значение, продолжает жечь их, прикуривая сигареты, зачастую, безуспешно, потому что дует ветер;
с) не доверяет Уэббу, который, между прочим, бесплатно везет его в город на своем пепелаце, и не дает ему спички в руки, но запросто отдает их спекулянту, которого видит впервые в жизни и который пока еще ничего хорошего ему не сделал -
обобщая, можно сказать, что, несмотря на всю его самоуверенность, а кое-где и наглость, оказывается, что этот прораб не способен провернуть ни одного дела, все заваливает, утяжеляя своими действиями и так не легкую ситуацию.
Он еще и Гедевану Александровичу жизнь мог загубить. А ну - не стал бы их Пришелец искать, чтобы отдать носок - что бы они делали?! Ну, Прораб уже пожил, что-то увидел, черт с ним, тем более, он сам во всем виноват: проклятая советская привычка во все кнопки тыкать, все руками лапать. Но парень при чем?
И ведь какой хороший парень: ни слова упрека, преданность и дружественная симпатия к тому, кто мог оказаться причиной его гибели!
Собственно, я не понимаю, почему мне раньше в голову не пришло, почему именно ПРОРАБ!
Какие у нас строили дома!
В Сумгаите был дом - Пизанская башня.
В Волгодонске построили двенадцатиэтажку без лифтов - забыли!
В Колпино я работала в школе, так у здания этой школы между блоками был незакрытый промежуток шириной в двадцать сантиметров, почему в моем кабинете физики температура зимой выше тринадцати градусов не поднималась, дети сидели в пальто и варежках, а я держала марку и выступала перед ними в платье и туфельках ( а потом меня "песочили" на открытом партсобрании за то, что я "нарочно" болела, чтобы от работы отлынивать).
В моей колпинской квартире паркет был положен прямо на бетон, без утеплителя, я даже летом была вынуждена ходить по дому в шерстяных носках.
Думаю, у всех есть интересные впечатления от работы советских прорабов.
И вот что я вдруг подумала: а ведь мы потому так и жили, что в нашей стране, куда ни ткнись, прорабами были такие владимиры николаевичи, излишне самоуверенные, считающие всех, априори, глупее себя, не там доверчивые, не тогда неверящие, сующие лапы куда не надо и прежде, чем подумают, сумевшие женщин воспитать в понимании, кто в доме главный, несмотря на всю свою несостоятельность.
Когда-то давно я работала на Ижорском заводе. Купил завод у японцев гигантский станок с ЧПУ.
Мы, знаете ли, делали оборудование для АЭС, а у ядерного реактора ВВЭР-440, например, только активная зона имела высоту семь метров, так что можете представить себе габариты его корпуса.
Вот для механической обработки частей этого корпуса станок и приобрели. Точнейший станок, с нежнейшей настройкой чувствовавший вес волоска!
Пульт управления у него был - картинка! Множество ярких цветных, красиво светившихся лампочек...ну, их в первые же два дня сперли - для елочных гирлянд. Японцы, приехавшие на установку и отладку станка, настолько обалдели, что лишились дара речи.
А из карусели станка рабочие устроили настоящую карусель и катались на ней, сбивая балансировку и все и всяческие настройки.
Думаю, из них очень и очень неплохие прорабы получиться могли.
Так что мне кажется, что Данелия снял не просто трагикомедию про то, как люди все могут испортить.
Он снял настоящую драму о том, как безудержные прорабы разрушили страну, в которой они работы и производили.
ОГЛАВЛЕНИЕ. ВСЯЧИНА. НЕРЕЦЕНЗИИ.