Но Герострат не верил в чудеса, он знал всему действительную цену. Он верил в то, что мог бы сделать сам. А что он мог? Поджечь вот эти стены.
Не славолюбец и не фантазер, а самый трезвый человек на свете - вот он стоит. И смотрит на костер, который в мире никому не светит.
Феликс Кривин
Не славолюбец и не фантазер, а самый трезвый человек на свете - вот он стоит. И смотрит на костер, который в мире никому не светит.
Феликс Кривин

Мы жили в семи минутах ходьбы от ТЮЗа
В восьмидесятые годы мой сын участвовал в Делегатском Собрании питерского ТЮЗа.
Этим замечательным театром руководил Зиновий Корогодский, или, как его все называли, Зяма, талантливый и разносторонний человек.
Мы тогда очень интересно жили, потому что имели с театром тройственную связь: через сына, через родительский актив, в который мы с мужем, естественно, входили, а я ещё и по школьной линии - была в учительском активе.
Делегатское Собрание создал основатель театра Брянцев ( он сорок лет этим театром руководил!) в 1924 году. Роль Собрания заключалась в том, чтобы дети почувствовали себя хозяевами в своём театре, сами поддерживали в нём порядок, учились бы театральному делу ( если так можно выразиться). Во время спектаклей делегаты дежурили в зале и фойе - следили, чтобы никто не хулиганил, помогали зрителям в затруднительных случаях, брали на себя часть работы в гардеробе. Кроме того, они участвовали в спектаклях, изучали историю и теорию театра - в общем, жизнь кипела, мы пересмотрели весь репертуар ТЮЗа, а надо сказать, что он был рассчитан не только на детскую аудиторию, но и на взрослых, были спектакли, на которые детей просто не пускали, например, "Открытый урок".
Раз-два в год всем Собранием ездили куда-нибудь - так мой сын побывал в Вильнюсе и ещё где-то - уже и не помню.
Я часто водила своих учеников на генеральные репетиции и прогоны спектаклей, а потом они описывали свои впечатления, и театр очень серьёзно относился к их мнению и принимал его во внимание.
Кроме работы с детьми и родителями в театре, Зиновий Яковлевич организовал родительский университет. Два раза в месяц в ДРИ ( Дом Работников Искусств) проходили лекции, читать которые Корогодский приглашал очень интересных людей, например, знаменитых родителей Никитиных.
О том, какие спектакли шли в ТЮЗе, я даже писать не буду! Это был один из любимейших моих театров, в одном ряду с Таганкой, "Современником", Театром на Малой Бронной.
Феерические были спектакли! Нестандартные, яркие, просто необыкновенные - питерцы со мной согласятся.
Зиновий Яковлевич был ещё и педагогом, причём, очень хорошим. Достаточно перечислить имена его учеников: Георгий Тараторкин, Антонина Шуранова, Ольга Волкова, Александр Хочинский... Многие из известных театральных актёров вышли из среды Делегатского Собрания. Я сейчас уже точно не помню, кто именно.
В общем, человек, достойный ещё более пылких дифирамбов, чем спетый мной.
И вдруг...Все гадости всегда происходят вдруг. Вдруг мы узнаем, что он арестован, снят с должности, а на его место пришёл какой-то молодой режиссёр, до тех пор работавший в провинции. Кажется, фамилия его была Андреев.
А Зяму, нашего прекрасного Зяму обвиняют в гомосексуализме и растлении студентов!
О, какой поднялся шум!
Мы не верили, актёры не верили - никто не верил!
Но, тем не менее, Корогодского держали в тюрьме, а на ежегодный день рождения театра мы были приглашены для знакомства с новым режиссёром.
Ну что ж, день рождения, как день рождения: детская самодеятельность, актёрский капустник, всё очень весело, хотя и омрачено отсутствием Корогодского.
Среди выступавших был композитор Владимир Дашкевич, который перед тем, как что-то сыграть, выступил с неожиданным спичем на тему: "Что за хаханьки в переходный период" (шёл восемьдесят шестой год, слова "перестройка" и "гласность" уже начали забивать людям уши разваренной лапшой).
Все были ошарашены - что за глупость?!
А последний, завершающий мазок на эту картину идиотизма наложил новый режиссёр: он вышел и сказал, что детская самодеятельность - это кошмар и гадость, что хватит театру ходить в коротких штанишках, пора взрослеть, ещё какую-то хрень нёс. Произвёл на нас самое тягостное впечатление.
Это впечатление усугубилось на общем чае. Раз в два-три месяца театр проводил такие общие чаи для делегатов, их родителей и артистов. Все что-нибудь приносили к этому чаю, театр тоже выставлял угощение, артисты и дети показывали родителям что-нибудь смешное и интересное - в общем, это был праздник.
Мы боялись, что Андреев прикроет Собрание, но он назначил такой чай, причём только для родителей, и сказал, что не хочет ничего менять, что Собрание будет работать, как и прежде. Но нам он всё равно не понравился.
Театр воспитывал в детях дух товарищества и взаимовыручки, честное отношение к людям, а Андреев выдал такую репризу: "Ведь мы как учим? Споткнувшегося толкни", - и дальше что-то о том, что теперешний репертуар не готовит детей к настоящей жизни, показывает им мир через розовые очки, а это неверно.
Я с ним как-то поспорила ( и не я одна), сказала что-то язвительное, но убейте, если я смогу сейчас вспомнить, что именно. Помню только его недовольную физиономию.
А потом начался разгром театра...
Довольно скоро мы узнали, что Андреев - сын некой партийной дамы, третьего секретаря одного из ленинградских райкомов.
Надоело ему мотаться по провинциальным театрам в качестве непризнанного гения, однако в Питере свободного места не нашлось, вот и была предпринята атака на Корогодского.
Но как избавиться от человека, если он - ученик и продолжатель дела основателя театра, мастер с именем и солидной репутацией, руководитель очень успешного театра, чьи спектакли шли при неизменном аншлаге?
Оказалось, что сделать это очень просто, проще, чем удалить от дел мэра-воровку ( как мы теперь понимаем).
Имени Андреева в истории советского театра не сохранилось - я искала хоть какие-то упоминания о нём, но не нашла. Даже в биографии и любых упоминаниях о Корогодском ничего не говорится, ради чего ( а главное, - ради кого) Зиновия Яковлевича обвинили в мужеложестве, хотя сам факт упоминается.
Андрееву и славы Герострата не досталось!
Но ужасно сознавать, что, несмотря на прошедшие почти четверть века, ничего не изменилось и что Питер как терпел от негодяев, для которых он был колыбелью, так и продолжает служить им тёплым и уютным местечком и, будучи "северной столицей", морозит только тех, кто виноват лишь в том, что позволяет негодяям их негодяйства, а сами негодяи живут в нём вполне припеваючи.
Зяма Корогодский умер в две тысячи четвёртом году, но его-то театр и зрители не забыли.
Его костёр светил в советском тумане, рассеивал его, пусть на очень ограниченном пространстве, но всё же - другие и этого не делали. Он согревал нас и наших детей.
Как ни удивительно, и сейчас свет и тепло того костра доходят до нас - достаточно только вспомнить слова "ТЮЗ", Делегатское Собрание", "Наш, только наш"...
Последние слова вполне подходят и к самому Зяме, автору этого спектакля, сцены из которого стоят перед моим внутренним взором так ясно, словно я только вчера его посмотрела.
ОГЛАВЛЕНИЕ. ВСЯЧИНА. НЕРЕЦЕНЗИИ.

no subject
Date: Monday, 7 February 2011 12:27 (UTC)Теперь бы я сразу догадалась. Поумнела наверно:((
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 14:27 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 16:00 (UTC)Я ничего не напутала?
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 16:59 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:03 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:05 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:06 (UTC)Скамьи эти ещё и ярусами шли, чтобы всем детям сцена была хорошо видна.
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:10 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:13 (UTC)Вы в какой школе учились?
Да, сын уехал. Говорили, что и Корогодский, как только его освободили "за недостаточностью улик" ( читай: за отсутствием события преступления), тоже уехал вслед за ним.
Мы приехали в Питер в семьдесят восьмом, два года жили в Колпино, потом я сделала обмен, вот мы на Дзержинку и переехали. А оттуда уже умотали в Израиль.
Сын мой был в Собрании одновременно с Ксенией Басилашвили - дочерью актёра. Они и жили где-то поблизости, потому что я часто ходила за покупками на Загородный и не раз бродила по магазинам одновременно с Олегом Валериановичем.
И Света Крючкова жила неподалёку, с ней тоже в одних очередях приходилось стоять.
А в школе № 307 я даже работала один учебный год. Вы не в ней учились?
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:16 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:18 (UTC)Боже, как я ржала! Я её потом спросила, слишком ли неприлично громко я хохотала, а она сказала, чтобы я не переживала - все себя вели так же.
А последний раз - зимой перед отъездом в Израиль: на "Записках сумасшедшего". Жуткий был спектакль.
Жаль, вы не помните, что смотрели, можно было бы обсудить.
Что-то я не помню: мы переходили на "ты" или нет?
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:21 (UTC)307 была знаменитая школа в моё время - там работал какой-то великий учитель литературы, я уже не помню, кто именно.
Аня, мы с вами почти родственницы!
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:23 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:26 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:26 (UTC)Да я не в первый раз в театре была. Я в Москву в середине 70-х часто ездила. Куда только могла ухватить билеты, ухватывала. И в Харькове у нас Русская Драма неплохая была. А Украинская Драма вообще была очень приличная, с хорошей малой сценой. Но в ТЮЗ мне бы в голову не пришло самой в Ленинграде пойти. А он знал, куда надо было меня вести, чтобы я получила удовольствие.:) Я точно могу сказать когда это было - начало декабря 1979 года. А вот какой спектакль - увы, не помню. Столько лет прошло. Он тоже не помнит какой это был спектакль, мы с ним об это тоже говорили. А вот атмосферу театра не забыла.
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:36 (UTC)Вот ведь, вечно путаю, с кем я "тыкаю", а с кем нет.
Я ТЮЗы любила. Многие сильные актёры с них начинали, например, Лия Ахеджакова - я её видела в спектакле "Мой брат играет на клранете" - ну, десятилетняя девчонка, и всё тут!
А Ирина Муравьёва начинала в Московском Центральном детском театре - я там смотрела спектакль по стихам Михалкова, просто замечательный.
Да и те, кого я в посте перечислила. Тараторкин переехал в Москву, в театр Моссовета, играл Раскольникова в "Преступлении и наказании", хорошо играл. Он ведь и в фильме Кулиджанова играл эту же роль, кажется, его потому Завадский и пригласил в свой театр.
Ну, Шуранова и Хочинский вообще были знаменитыми актёрами!
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:36 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:38 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 20:41 (UTC):)))
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:08 (UTC)Всё же я там недолго работала, причём предпочитала общаться с детьми, в учительской редко бывала.
Я не могу посмотреть фотографии - я там не зарегистрирована.
А хотелось бы посмотреть. Прямые ссылки можете дать?
На Одноклассниках нашла года три назад двоих своих учеников оттуда, даже переписывались некоторое время.
Я вела старшие классы - чудные были ребята!
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:13 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:16 (UTC)Моё знакомство с театром началось с Тбилисского ТЮЗа. Он приехал в Батуми на гастроли, и по всем школам продавали абонементы.
Я училась во вторую смену, в театр ходила перед уроками. Спектакли меня даже не очаровали, а ошарашили. Это было так прекрасно! Конечно: я в четвёртом классе училась, что ни покажи - всё прекрасным казалось.
Театр привёз "Аленький цветочек", "Димку-неведимку", "Доктора Айболита" - того, где Тяни-Толкай. А что же четвёртое? Вау, думала, что помню!
Все вокруг обсуждали, что Димку играет тётенька. Кто-то в это верил, кто-то нет, весь спектакль шли оживлённые споры.
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:16 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:18 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:23 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:26 (UTC)Так что я считаю, что поздновато с театром познакомилась. Мои дети с четырёх-пяти лет по театрам ходили, у них даже музыкальные абонементы были. Собственно, я потому усиленно выбивала себе распределение в Питер. Меня-то хотели в Волгодонск закатать, но я не далась.
Конечно, в провинции труднее детей развивать. После третьего класса я семь лет в Москве не была, приехала уже после окончания школы.
И что я за эти годы видела?!
В Баку была хорошая русская драма, но ведь мы жили в Сумгаите, после театра успеть на последний междугородний автобус было невозможно, поэтому я начала ходить в театры уже в Москве, студенткой. Но опять же, жила на стипендию - не особенно погуляешь.
С одной стороны, в провинции лучше воспитывать детей - более спокойно, меньше соблазнов. С другой - и пищи для ума тоже меньше.
Вы хоть в Харькове жили, большой город, культурный, бывшая столица.
no subject
Date: Monday, 7 February 2011 21:26 (UTC)no subject
Date: Monday, 7 February 2011 22:32 (UTC)"Моих" там, конечно, нет. В основном, более молодые выпуски.
Но учителей узнала кое-кого: директрису - Людмилу, не-помню-как-по-батюшке, литераторшу Татьяну Владимировну - она подралась однажды с ученицей восьмого класса, помнится; завуча - Валентину отчества-не-помню-тоже - страшную дуру. Когда я узнала, что в десятом классе проходят "Как закалялась сталь", и высказалась в том смысле, что нашли что проходить, она мне ответила, что зря я так пренебрежительна - эта книга далеко не простая! Вот же ж идиотка, честное слово!
Узнала математичку Регину ( не помню я их отчеств, странно, что татьянино запомнила) и ещё одну учиху, но только по морде лица - имени не помню напрочь. Она была подругой Татьяны.
no subject
Date: Tuesday, 8 February 2011 06:28 (UTC)если вдруг не видели, вот тут http://vkontakte.ru/photo-12513_10232406 куча учителей, снятых в 2002г, и во втором ряду, слева пятая, та самая сука, про которую я писала:) сохранилась с моего выпуска в 1975г аж до 2002, и больше никого я из своих учителей не нашла... придется самой и выложить:)
no subject
Date: Tuesday, 8 February 2011 23:21 (UTC)Я уже шесть лет была бы на пенсии, если бы в России осталась.
Узнала я вашу суку. Узнала директрису и двух учих: ту, что стоит слева от суки и в этом же ряду вторую справа - бабульку такую.
no subject
Date: Wednesday, 9 February 2011 07:05 (UTC)