![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Последние несколько слов об убийстве Маркелова, Бабуровой и процессе Тихонова и Хасис – это слова о гражданском мужестве. Потому что я думаю, что гражданское мужество тех следователей, которые вели это дело, значительно превышает гражданское мужество тех либеральных журналистов, которые сейчас пишут о том, как обижают бедных деток, которые сидят на скамье подсудимых.
Это очень важно, потому что когда смотрю на концерт фонда «Федерация», или на пленку, на которой таможенники Владивостока объясняют, как круто брать взятки, я понимаю, что у России шансов нет. Когда я читаю статью г-на Абаринова, в которой написано, что точно этот процесс заказной, потому что г-ну Абаринову так кажется, я понимаю, что у России шансов нет.
Но когда я думаю о следаке. который в этих условиях делал свое дело, понимая, что его убьют нацисты, что он такая же мишень, как судья Чувашов, понимая, что его сожрут власти, потому что следы этой истории, повторяю, не кончаются на уровне этой группы. Понимая, что его, походя, растопчет «демшиза». И все равно этот следак, без надежды на награду, без надежды на «бакшиш», тем более, на продвижение по службе, делал свое дело. Экзистенциально, как в «Чуме» у Камю. И тогда я понимаю, что у России шансы есть.
Еще одно важное событие экономическое и политическое в России – Стокгольмский Арбитражный суд наложил запрет на сделку между ВР и «Роснефтью». Напомню, что сделка эта состоит из двух частей, грубо говоря - скупка краденого и освоение Арктики. Скупка краденого - это когда ВР и «Роснефть» меняются акциями, и при этом ВР получает, в том числе, и те акции, которые материально наполнены теми месторождениями, которые отобрали у ЮКОСа, тем самым это легитимизация того, что произошло.
И вторая, очень важная для ВР история – это то, что она получает доступ к нефтяным месторождениям в Арктике - даже неважно, будет ли она их разбуривать, важно, что г-н Дадли может показать в отчетности и увеличить капитализацию ВР.
Напомню, что вся эта история проходила под прямым руководством Сечина, человека, который в Росси, может быть, и не первый, но и не второй, во всяком случае, и с благословения Путина, который принял Роберта Дадли в тот самый день в Ново-Огарево, когда была заключена сделка. И вообще вся эта история, равно как и продажа «Тоталь» части «Новатэка», очень похожа на то, что делал Каддафи – на «озападнение» активов.
И вдруг - ни фига себе - ТНК-ВР и г-н Фридман подает в суд и сделку останавливают. На самом деле фантастическая история. Могу совершенно честно сказать, что причины и то, что происходит, мне не до конца понятны. По-моему, не всем понятно в российском деловом мире. То есть, какие-то вещи понятны - понятно, что хочет ТНК - ТНК хочет денег. Потому что ВР не имело права ничего в России делать, кроме как через ТНК, она нарушила соглашение – ничего личного, только бизнес – есть повод разобраться, и нам заплатите. Насколько я понимаю, ВР уже приходили к ТНК, предлагали какие-то отступные, но посчитали, что это мало.
Но важно то, что ТНК оспаривает сделку, которая курируется Сечиным и одобрена Путиным. И я как-то не верю, что Фридман с Сечиным играют в разных командах. Конечно, можно попытаться реконструировать события - думаю, что они развивались примерно так: сначала пришел Дадли к Сечину и сказал – давай сделку сделаем, Сечин сказал – да, нормально, разберемся, а потом пришел Фридман к Путину, и сказал - вот нас ВР обманули. Путин сказал - ах, как нехоршо, - давай. И тоже разрешил.
То есть, понятно, что все, что произошло, не могло не произойти без одобрения Путина. Но интересно, что первоначальный вариант сделки очень походил на легитимизацию активов, отобранных у ЮКОСа – в преддверии возможных ливийских событий. И один из вариантов, который, как я предполагаю – «танкисты» могли предложить Путину некую более интересную игру, потому что действительно ВР не может действовать в России формально без ТНК. Значит, «танкисты» могут потребовать, скорее всего, выкупа – чтобы их выкупили. Это выкуп или деньгами, или, опять же, процентами, или акциями ВР. То есть, в таком случае – если представить себе. Сколько стоит ТНК, то в пересчете на акции ВР это, наверное, 15% акций – то есть, это хорошая, сточки зрения Путина, игра.
Тем более, что ВР прозрачная компания, она не может делать какие-то вещи, которые потом ей поставят в вину. А как ТНК распределит акции ВР, доставшиеся ей. Или как она распределит деньги, доставшиеся ей – это уже внутреннее дело РФ.
То есть, обратите внимание, насколько сильная компания ТНК-ВР, насколько сильная компания «Альфа-Групп» и лично г-н Фридман, который у нас сейчас, грубо говоря, самый крутой олигарх, потому что то, что он делает - для этого нужны железные яйца. И обратите внимание на его стратегию, которая всегда начинается с нападения: ТНК всегда нападает первой.
Есть очень многие люди, которые, когда имеют дело с государством, у них всегда есть грань, за которую они не заходят. «Танкисты» изначально переговорную позицию ставят далеко за этой гранью, и «Альфа» выигрывает всюду, где она бы ни начинала бой. Из «Вымпелкома», куда они вошли финансовым инвестором, они сделали гигантскую компанию. У них есть офигенная компания «Перекресток». Все олигархи, или все чиновники, с которыми «Альфа» сражалась – будь то Потанин, будь то Рейман, - у всех она выигрывала.
И посмотрим, чем дело кончится. Потому что еще раз повторяю – я не все понимаю в этой истории, я только понимаю, что тот расклад, который будет, гораздо больше будет свидетельствовать о положении людей в российской иерархии, нежели все разговоры на тему того, кто у нас главный – Путин или Медведев.
Кстати, собственно о разногласия Путина и Медведева и о возможностях создания правой партии, - «Что это за возня с «Правым делом» - Дмитрий из Екатеринбурга спрашивает.
Разногласий межу Путиным и Медведевым - я уже об этом говорила многократно, - у нас некоторые вглядываются в поисках этих разногласий в экраны телевизоров так долго, что белый шум начинают принимать за реальные сигналы. Ну, сказал Медведев что-то про Ливию, а перед этим сказал про Ливию, что этот же сценарий «они» готовили и для нас. А кто-то недавно по «Эху» сказал, что мы должны сейчас выбирать между Путиным и Медведевым. Это что, мы будем выбирать между Путиным и Медведевым? – Путин будет выбирать между Путиным и Медведевым, и догадайтесь, кого он выберет.
Я вообще не думаю, что здесь какая-то предвыборная кампания, которая начинается. Что я думаю? - что очко играет при виде того, что происходит на Ближнем Востоке. Рассказывают, - я за это не ручаюсь, не была, свечку не держала, - что человек, главный в России, который у нас отвечает в России за идеологию, пришел к Путину и сказал ему буквально следующее – что на следующих выборах в Думу «Единая Россия» получит 70% голосов. А через выборы выборов не будет, потому что до конца срока эта дума не доживет, сметена будет как в Ливии.
Вопрос – что делать? – делать надо правую партию. Зачем этот человек это сказал? Во-первых, чтобы срубить бабла на создании правой партии – думаю, что там все равно, что делать – правые партии, проект управляемого национализма. И конечно, чтобы иметь свой «золотой парашют» на случай, если в России действительно что-то случится.
Соответственно, идут смотрины, кто у нас будет лидером этой партии. Говорят, предлагают Шувалова, который в Кремле называется «ненастоящий Игорь Иванович». Настоящий Игорь Иванович – Сечин, а ненастоящий - Шувалов.
Еще одна замечательная история, на мой взгляд - про теракты. 10 лет в терактах, происходивших в России, никто не был виноват. Захватили «Норд-Ост» посреди Москвы - никого не уволили. Устроили бойню в Беслане – никто не ответил. Рынки взрывались во Владикавказе, Астрахани, Самаре – ноль реакции. Взорвалась электричка в Ессентуках - ноль реакции. «Рижская». «Автозаводская» - не был уволен никакой из высокопоставленных сотрудников ФСБ. Взорвался «Невский экспресс» - никому не пришло в голову обвинять Якунина. Взорвался «Невский экспресс»-2, - опять никто Якунина не обвинял.
Наконец, 24 января этого года в грязной зоне аэропорта Домодедова взорвался смертник, и президент Медведев на всю Россию объявил о том, кто у нас, оказывается, виноват в терактах. А виноват оказался частный аэропорт Домодедова. Кто же еще, вы думали?
По итогам гениальной догадки «Твиттер-президента» теперь в аэропортах на входе, на радость террористам, давка. Я уже рассказывала, как один из бывших руководителей той израильской спецслужбы, которая отвечает за предотвращение терактов в аэропортах, когда я с ним беседовала и когда он узнал об этом, он просто потерял дар речи. Немецкие спецслужбы, которые приезжали в Домодедово расследовать смерть их гражданина в теракте, увидели давку на входе, схватились за головы - вы что делаете, немедленно уберите.
Значит, по итогам гениальной догадки «Твиттер-президента» на четырех менеджеров аэропорта возбуждено уголовное дело. Как вы понимаете, ни один из офицеров ФСБ, прикомандированных к Домодедово для антитерроризма, не пострадал. Но у уголовного дела есть маленькое препятствие: нет, и в принципе не может быть закона, который возлагает задачу предотвращения терактов на коммерческую структуру. Только что в Иерусалиме взорвался автобус, но почему-то евреи не предъявляют компании, владеющей автобусом, никаких претензий.
И 8 февраля 2011 г., то есть, через две недели после теракта, Минтранс решил счастливо обойти это препятствие и издал удивительное распоряжение, которое называется «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности». В приказе черным по белому сказано, что субъект транспортной инфраструктуры несет обязанность «выявить физических лиц подготавливающих и совершающих теракты».
Самое интересно, кто у нас «субъект транспортной инфраструктуры» - им является «любое лицо, законно пользующееся объектом транспортной инфраструктуры». То есть, это не только хозяева аэропорта Домодедова, Каменщик с Коганом, не только 21 млн. пассажиров, которые пролетели через него в этом году, и которые отвечают за предотвращение терактов – это все мы, все люди, мы с вами, которые когда-либо пользовались метро, проселочной дорогой, тропинкой – все мы, согласно приказу, являемся пользователями объектов транспортной инфраструктуры.
То есть, есть приказ Минтранса, согласно букве, которого за все теракты, совершенные на территории РФ, несет уголовную ответственность, - между прочим, до 7 лет, - весь 141 млн. российского населения, включая грудных детей, потому что они пользуются объектами транспортной инфраструктуры, но видимо – исключая офицеров ФСБ и МВД, потому что они у нас не субъекты инфраструктуры, они у нас сотрудники спецслужб. Они-то ответственности не несут.
Кстати, уже сам факт того, что уголовная ответственность за терроризм вводится задним числом таким важным актом, как приказ Минтранса, достойно Салтыкова-Щедрина.
Конечно, на самом дел понятно, что грудных детей за очередной взрыв в Махачкале сажать не будут, приказ Минтранса, возглавляемого министром Левитиным, направлен конкретно на один субъект – на аэропорт Домодедово, на его хозяев. Просто нет никакой мыслимой возможности возложить на частных хозяев Домодедова отдельную ответственность за неведение агентурной работы в стане Доку Умарова, и эту ответственность возлагают на всех нас с вами. Так что теперь, когда, не дай бог, взорвется где-нибудь в Махачкале. Или еще где-нибудь, - уже известно, кого хватать, согласно приказу Минтранса - хозяев Домодедова или менеджеров. Ну, как – не заслали агента к Доку Умарова, не выяснили, что он готовит теракт - они подлежат уголовной ответственности, согласно приказу Минтранса.
Ну, что тут сказать? Я вообще была бы не против, если бы менеджмент ОАО Домодедово и менеджмент ОАО Лубянка поменялись бы местами. Конечно, Домодедово превратится в свинарник, но зато теракты в России прекратятся. Но ребята меняться не хотят, они просто хотят, чтобы менеджмент частного аэропорта, не имея на то полномочий и бюджета, предотвращал теракты, а в случае теракта нес уголовную за него ответственность.
Хочу вернуться к истории о Ливии и о гуманистических заявлениях российской власти, которая вдруг, после всего, что она делала в Чечне, вдруг стала важно охранять права человека и тех мирных граждан, которые служат живым щитом Каддафи.
Должна сказать, что у меня нет вопросов в данном случае к российской власти. Потому что весь правозащитный дискурс устроен таким образом. Найдите различия между Путиным, у которого компании, возглавляемые друзьями Путина, делают с Каддафи деньги, и соответственно, Кремль в упор не замечает живых щитов, которые устраивает Каддафи. А замечает убийство мирных жителей, и какой-нибудь «Хьюман Райтс Воч», который ездит в Саудовскую Аравию за деньгами на освещение жертв кровавого израильского режима, - в это время во время операции в Ливане в упор не замечает тех же самых живых щитов, которые устраивает «Хезболла», зато говорит, что нашла свидетельства того, что Израиль намеренно уничтожал мирное население. Еще раз повторяю – весь правозащитный дискурс устроен именно так, и пользуется именно таким способом.
Возьмите «Викиликс», афганскую историю. Согласно «Викиликс». Две тысячи трупов в Афганистане образовались за период, охватываемый документами, от придорожных взрывов. То есть, 2 тысячи трупов мирных жителей. По поводу чего возмущаются либеральные СМИ - по поводу того, что американские спецназовцы брали того человека, который устраивает эти трупы, но они промахнулись, этот человек убежал, получился убитый ребенок, которого американцы убивали, естественно, не нарочно: ах, позор, - остановите войну.
История «Викиликс» об Ираке - 100 тысяч тоже трупов посчитано, согласно документам «Викиликс». 26 тысяч из них - это трупы от самодельных взрывных устройств. Это мирные иракцы, погибшие от самодельных взрывных устройств – от рук «Аль-Каиды», исламистов, и так далее. Берем газету «Гардиан», смотрим, что она пишет, - она пишет: мы посчитали, где и как каждый труп погиб. И хотим вам сообщить, что из 100 тысяч трупов 66 тысяч это мирные жители. Но давая абсолютно всю раскладку, кто и где погиб, «Гардиан» не сообщает маленькие подробности – кто погиб от рук американцев, кто погиб от рук моджахедов. И пишет статью так – тут еще Суркову надо поучиться, ОРТ надо поучиться, - что получается, что все 66 тысяч мирных жителей, включая тех 26 тысяч, которые погибли от самодельных взрывных устройств, - они на совести американцев.
То есть, эта штука специально так устроена, это тезис, который гласит, что надо защищать права человека, кто бы он ни был. Тезис порочен по своей сути, тезис, противоречащий основной норме человеческого поведения, о том, что зло должно быть наказано. Этот тезис противоречит всему, чему нас учили о герое, добре и зле мифы и литература. Потому что с точки зрения защиты прав человека Геракл не герой, а военный преступник – не соблюдал права Гидры. С точки зрения защиты прав человека Одиссей - военный преступник - без суда убил Полифена. Всех, кого человечество называет героями, правозащитники должны считать военными преступниками.
Защита прав человека ставит крест на самом понятии войны, потому что война это когда убивают без суда. Конечно, хорошо отказаться от войны, но что делать, когда от нее не отказывается ваш противник? Потому что все-таки, если мне не изменяет память, это не американские шахиды на арабских Боингах врезались в Каабу, а дело было немножко наоборот.
Собственно, идея защиты прав человека, как я уже много раз говорила, появилась в тот момент, когда война стала невыгодна, в тот момент, когда надо было идеологически обосновать новые экономические реалии. Она стала идеологией международной бюрократии. И совершенно неудивительно, что ей пользуется не только «Эмнисти Интернэшнл» и «Хьюман Райт Воч», но и диктаторы всех мастей. Потому что, к сожалению, диктаторы всех мастей, террористы всех мастей пользуются ей достаточно давно. Потому что защитники прав человека на деле давно превратились в защитников прав террористов. Потому что они давно не руководствуются ни здравым смыслом, ни реальностью. Потому что давно, с их точки зрения, все, что говорит террорист – это заведомая правда, а все, что говорит государство – ложь.
В результате террористы создают целые подразделения для вранья правозащитникам, точно так же, как Каддафи создает живые щиты для того, чтобы охранять свои объекты. Точно так же поступают палестинские террористы, «Хамас». Боле того, - это же другая тактика, потому что если раньше террористы использовали – это даже уже не использование собственных женщин и детей в качестве живого щита, это уже намеренное вызывание на них огня с тем, чтобы потом объяснить западным правозащитниками, сколько мирного населения уничтожено.
И я это очень часто говорю – меня упрекают, почему я так часто говорю о недостатках западах, о недостатках западной демократии, о недостатках правозащитных организаций. Потому что - да, проще здесь сидеть и рассказывать о том, какая нехорошая российская власть, о том, как проходит концерт фонда «Федерация», о том, как строится дворец в Геленджике.
Но дворец в Геленджике это все временно, дворец в Геленджике, рано или поздно, закончится, и мы будем иметь дело с ситуацией как в Ливии, или как в Египте. И тогда мы встретимся с довольно страшной ситуацией – что вот-вот с другой стороны Запад, у которого хорошие, добрые, демократические лидеры у власти, и поскольку они демократические лидеры у власти, то они считают, что везде должна быть демократия. А простите, демократия по-русски в настоящей ситуации, когда нищее население и безответственное, - это такая же глупость, как демократия в Ливии.
Демократия по-русски сейчас заключается в том, что есть какой-нибудь колхоз, у которого пайщики, и вместо того, чтобы выкупить свои паи, которые стоят сотни тысяч долларов, эти же самые пайщики продают их за бутылку водки, а потом говорят, что их обманули. Ребята, если люди за бутылку водки продают то, что стоит сто тысяч долларов, вы думаете, они являются сознательными избирателями?
Те люди, которые надеются, что когда что-то случится, то мы возьмем и построим демократию как на Западе – с таким же успехом можно предлагать построить демократию во Франции времен Жаке. И проблема заключается в том, что у Запада есть своя повестка дня, она не плохая и не хорошая, но у нас своя повестка дня. Это другая история, это не история противостояния тоталитарных стран с СССР. Это история свободного мира и стран-паразитов, которым Запад позволяет существовать.
ОГЛАВЛЕНИЕ. ПОЛИТИКА. ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ.
