ЛИКБЕЗ для Берга. На вопросы отвечает Игорь Иртеньев.
Thursday, 1 December 2011 13:02![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Михаил Берг, 30 ноября 2011 года
Кому только не свойственно приходить в отчаянье от окружающей несправедливости, когда руки опускаются и хочется порой просто бежать без оглядки из той же, скажем, Москвы, ища, где оскорбленному есть чувству уголок. И если несправедливость вопиюща, а уж в России-то она вопиюща и нагла в полный рост, то хочется не просто бежать, но и верить, что на другой стороне шарика, в земле другой, обетованной и чужой, все иначе, а место несправедливости занимает седой закон и твердое уважение к человеку. Увы, все не так просто.
Так получилось, что в тот же день, когда я узнал, что Игорь Иртеньев решил перебраться в Израиль, на русскоязычном американском телеканале RTVi я посмотрел репортаж о том, как израильская полиция выкидывает из рейсового автобуса арабов с оккупированных территорий, решивших на собственном примере доказать, что Израиль — расистское государство. Так как RTVi — канал откровенно произраильский, то репортаж Михаила Джагинова был выдержан в духе подтверждения правоты израильских властей и насмешек над арабами, которые одели майки с надписями «Пассажир свободы» (рифма к скандально известной «Флотилии свободы») и сели в Иерусалиме в автобус, обыкновенный публичный транспорт, в которой — как я понял — арабам ездить запрещено.
Дальше все просто, арабы проехали всего несколько остановок, после чего автобус был окружен полицией, которая сначала с полной уважухой вывела из автобуса пассажиров-евреев, а затем вытащила из него наглых арабов. Арабы оказались вполне цивилизованными (по крайней мере, на вид) мальчиками и девочками, которые, когда их после полицейского участка выпустили на свободу, дали пространные интервью журналистам (для этого все и затевалось), где сравнивали порядки в Израиле с порядками в Америке в середине прошлого века, когда черным точно так же запрещали ездить в одном автобусе с белыми. Автор репортажа поиздевался над речами арабской девушки, мол, ей это кажется расизмом, а мне вот, Михаилу Джагинову, совсем не кажется. Вот и весь репортаж.
Я — благо это все висело в интернете и висит сейчас, когда я пишу это заметку, — просмотрел репортаж раз пять. Проще говоря, я не мог поверить собственным глазам и собственным ушам. Так как у меня есть опыт работы в журналистике, я увидел, что репортаж кто-то нещадно резал и редактировал, что называется, по живому. То есть кого-то что-то не устраивало, и он заставлял автора быстро что-то менять, и тот резал и резал. А может, и переписывал, но что и как?
"Посмотрела этот сюжет вот здесь
news.rtvi.com/long/WORLD/20111116(пришлось больше получаса потерять, выслушав кучу старых новостей).
Речь вовсе не о городских автобусах, речь об автобусах, которые идут в поселения на территориях. А там действуют ограничения службы безопасности, как на любой военной территории - проезд по пропускам, запрет на провоз оружия, осмотр машин, личный досмотр - никто ведь и не скрывает, что это военная территория. Смешно бы было, если бы террористы могли свободно пользоваться транспортом поселенцев, чтобы удобнее было взрывать их. Можно подумать, евреи ездят в зону А, на территорию Палестинской автономии, где правит Аббас. Или свободно передвигаются по Газе. Что-то я не видела свободных пассажиров-евреев ни в Ливане, ни в Сирии, ни в Иране. При чем тут сегрегация? Никакой расовой дискриминации или расистских высказываний или намеков там не было и в помине".
Так как только утром я прочел заметку об Иртеньеве, который решил поехать (переехать, перебраться на время, получить просто статус, чтобы можно было пользоваться благами израильской медицины, жить на два дома — нужное подчеркнуть) в Израиль, мне остро захотелось, чтобы Игорь, как человек тонкий и умный, принадлежащий к тому же культурному слою, что и я, также посмотрел этот репортаж и помог мне в нем разобраться. Если в результате поспешного сокращения из репортажа не выпало что-то принципиальное и содержательное, то его — репортажа — смысл в том, что в земле обетованной лица нетитульной нации не могут пользоваться публичным транспортом. В репортаже проговаривается мысль, что израильтяне очень боятся терактов и поэтому настороженно относятся к арабам в общественных местах. Это понятно. Но неужели дело дошло до того, что арабам нельзя ездить в автобусах? Игорь, я не могу в это поверить. Потому что если это так, то из этой страны надо бежать еще быстрее, чем ты бежал из Москвы, придя в ужас от необходимости еще 12 лет видеть лгущего Путина по зомбоящику. Не мне, шестой год живущему в Бостоне и точно так же уверенному, что живу я только временно, мол, поживу-поживу и вернусь домой, осуждать кого-то, кто решает валить с нашей драгоценной родины. И валит, куда глаза глядят. Хотя — сошлюсь на свой вполне субъективный опыт — никому не советую, если есть хоть какие-то силы терпеть, ехать в самое замечательное место на свете, даже при наличии самой замечательной работы. То есть поехать поработать — еще куда не шло, но эмиграция даже сегодня, когда можно вернуться в любую минуту, слишком тяжелая штука, которой никому не пожелаю. И не посоветую, так как вижу, в какую гадость очень часто превращает эмиграция вчера еще приличного, как казалось, человека.
Но тут речь о другом. Для тех, кто следит за моими писаниями, не будет сюрпризом утверждение, что я более чем критически отношусь к сегодняшнему правому правительству в Израиле. Я считаю его вопиюще несправедливым, жестоким и националистическим. Но если в нем существует запрет арабам пользоваться рейсовыми автобусами, то я просто не знаю, Игорь. Я просто не понимаю, что ты, русский интеллигент, будешь там делать. Если, конечно, не начнешь печататься в газете «Гаарец» и поддерживать борьбу наиболее вменяемых израильтян за свободу Палестины. Я вот тоже в Америке регулярно пишу письма протеста против войны в Афганистане и Ираке, против тюрьмы в Гуантанамо, против распространенной здесь исламофобии и так далее. Но если бы кому-то, какой-то нации или расе, запретили ездить в американском публичном транспорте, я бы посчитал, что эта страна не стоит того, чтобы в ней жить, и оставил бы ее, так как она отвратительна.
Да, Игорь, я с тобой согласен, наша родина — тоже отвратительна. В ней всегда унижался и унижается сегодня человек, любой, попадающий под руку неправедному закону или несправедливой власти. И мы всегда с этим боролись — и при совке, и при Путине Медведеве. Но я тебя очень прошу, посмотри этот самый репортаж и скажи мне, действительно Израиль — это что-то среднее между нацистской Германией и расистской Америкой середины прошлого века или я ошибся?
Игорь Иртеньев отвечает
Уважаемый Михаил!
С глубоким недоумением прочел Ваш материал в «ЕЖе» от 30 ноября под несколько громоздким, на мой вкус, заголовком «Валить, куда глаза глядят или Скажи мне правду».
Честно говоря, не очень понимаю, почему Вы решили обратиться ко мне публично. Наше, пусть и шапочное, знакомство вполне позволяло сделать это в личном письме. Признаюсь, сюжет, о котором идет речь, не посмотрел, поскольку для этого надо было проглядеть весь тот старый выпуск новостей, а это занятие на любителя. Допускаю, что так оно и было, однако комментировать по указанной выше причине не берусь.
Сошлюсь лишь на свой личный опыт. Мне довольно часто случается ездить в иерусалимских автобусах. Процент пассажиров-арабов там примерно соответствует проценту арабского населения Израиля. Ни разу мне не доводилось наблюдать ничего подобного тому, что Вы описали. Зато отлично помню, как в мой прошлый приезд, в марте этого года, произошел теракт в автобусе 74-го маршрута. А осенью 2000-го толпа угнетаемых палестинцев, которым Вы так трогательно сочувствуете, просто разорвала на куски двух резервистов, случайно заехавших на территорию автономии. А не далее как вчера по поселку в Галилее, в трех минутах езды от дома, где я гостил у приятеля, ваши арабские друзья шваркнули из передвижной ракетной установки.
Уважаемый Михаил! К сожалению, за недостатком времени я не готов влиться в ряды борцов за свободу многострадального палестинского народа.
Не понимаю, однако, что мешает это сделать Вам. Правда, не из прекрасного бостонского далека, где этим можно заниматься вполне комфортно, а непосредственно здесь, так сказать, в гуще событий. Это придало бы Вашим ощущениям дополнительную остроту.
И еще. Прочитав Ваш материал почти до конца, я грешным делом вспомнил гениальную ленинскую формулировку о «полезных идиотах», которая как нельзя лучше описывает группу интеллектуалов, которая сегодня широко представлена в левой части политического спектра. Однако в конце Вы пишете: «Да, Игорь, я с тобой согласен, наша родина тоже отвратительна» — и вот это уже в чистом виде провокация.
Нигде и никогда я не писал ничего подобного. Вполне допускаю, что у Вас наша родина такое чувство действительно вызывает, но причем здесь я?
*****
"Берг" - "гора"? Гора родила мышь в образе левака.
Лет сто двадцать назад настоящий человек в подобной ситуации застрелился бы от позора. Но мыши не стреляются. Они продолжают жить дальше - стыд не дым, глаза не ест.
