Я продолжаю, но, собственно, не столько о Березовском, сколько об этой теме, которая меня жутко волнует. Природа мошенничества в широком смысле слова. Там, мошенников от пророков до президентов. Естественно, не только просто мошенников, которые берут три копейки. Это самый низший вид мошенника.
Вот, Борис Абрамович, несмотря на все свое могущество, поразительным образом его власть была именно такой природы, потому что, несмотря на то, что он мог, действительно, очень много, он врал еще больше. Вот, есть хрестоматийный рассказ о том, как он приезжает к Немцову в Нижний Новгород (Немцов тогда был губернатором) и говорит «Вот, я тебя сделал вице-премьером». После этого он говорит «Вот сейчас сюда приедет Татьяна Дьяченко тебя просить стать вице-премьером и переехать в Москву, но ты только не говори, что я у тебя был». Дьяченко приезжает. Немцов говорит, что был Березовский. И, вот, ее лицо просто перекосилось, потому что, оказывается, решение пригласить Немцова было принято, естественно, без всякого Березовского Борисом Ельциным. Дьяченко послали его уговаривать. Дьяченко поехала на машине, Березовский прискакал раньше на самолете, зная это.
Вот, это, собственно, та же история, что со мной и с пистолетом Примакова, только проблема заключается в том, что к тому моменту Березовский был в опале и можно было с ним не считаться, а, естественно, Немцов вынужден был продолжать с ним считаться. И, собственно, к чему я рассказываю эту историю с фальшивым интервью и с фальшивым пистолетом? Что я думаю, что, на самом деле, интервью для незнакомого Борису Абрамовичу журналисту, в котором тот off the record рассказывал, что он готов вернуться на родину, оно мне сильно напоминает разводку этого же типа. Потому что если Борис Абрамович хотел поговорить off the record с любым из своих друзей, то, пожалуйста, у него их было. У него есть куча журналистов, с которыми он может поговорить off the record и про которых точно известно, что они не сольют.
Если ты беседуешь с незнакомым журналистом и рассказываешь ему сенсацию, но говоришь, что это off the record, то, скорее всего, ты рассчитываешь на то, что журналист не утерпит и расскажет. А потом можно было сказать «Нет, журналист соврал».
Вот в этом смысле Березовский, действительно, с одной стороны, лгал, с другой стороны, умел воплощать совершенно какие-то невероятные планы в реальность, потому что да, это он сделал «Единство». 1999-й год, вся страна уже была уверена, что придет Лужков. Березовский в бреду (у него был гепатит), валяясь на больничной койке, сказал «Мы сделаем «Единство», мы вырвем у Лужкова победу». Там был очень смешной эпизод, когда первая тройка «Единства» - Шойгу, Карелин и Гуров, будущая «Единая Россия» - они были изображены на одном из рекламных плакатов на фоне березы, кудрявой, зеленой. Пришлось березу срочно закрашивать. Там в такой спешке все это формировалось, что третьей должна была стать женщина, которая оказалась мошенницей. Она была реальной мошенницей на доверии. Слава богу, в последний момент успели остановить.
Другое дело, что как раз к избранию Путина, на мой взгляд, Березовский имел гораздо меньше отношения. Это было решение самого Ельцина. Ну, в какой-то минимальной, там, наверное, на 3% помогал Абрамович. Более того, не он финансировал Путина. Всю избирательную кампанию вел Абрамович – вот это точно известно, как это проходило, потому что Абрамович все опекал, ничего нельзя было занести со стороны, вернее. Там напрягали олигархов, но при этом они должны были приносить деньги просто за то, чтобы их считали достойными людьми. Там одно из первых напряжений в отношения между Путиным и Юкосом было связано с тем, что, во-первых, Ходорковский дал очень мало денег на избирательную кампанию (пожертвовал). А во-вторых, он предпочел сопроводить какими-то условиями. Эти деньги ему чуть ли не вернули со словами «Нет, ты знаешь, другие дают без условий».
Но вот все дали и дали, уж Абрамович-то, по крайней мере, никогда не говорил, что «это я сделал Владимира Владимировича». А Березовский это говорил, причем, скорее всего, искренне и, конечно, это его и погубило, потому что, ну, извините, я думаю, что и менее терпеливый властитель бы, конечно, сильно обиделся, что Борис Абрамович, имя которого уже стало к тому времени нарицательным, с одной стороны, бегает за ним, прося встречи, там, прохаживается как в Воронеже перед торжественным караулом.
А самое интересное всегда с людьми, которые считают себя настолько умными, что они считают, что они способны внушить окружающим все, что угодно и очень часто это так и происходит, что они очень часто сами становятся жертвами разводок. Ведь, в сущности, что с бизнесом Березовского произошло? Потрясающая вещь. Все бизнесы были записаны на каких-то других людей, в первую очередь на Романа Абрамовича и Бадри Патаркацишвили. Кто-то из них как Абрамович потом сказал Борису Абрамовичу «Нет, тебя здесь рядом не стояло. Вот, бери 2 миллиарда и уходи». Бадри остался с Березовским до конца, но, извините, там не было подписано ни одной бумажки и, к тому же, Бадри был, на самом деле, плохой бизнесмен. Там вот это было все из той же серии красивых слов.
И вот те два миллиарда долларов, которые Абрамович заплатил Березовскому за Сибнефть и Русал, это огромные деньги, на них можно жить до конца жизни. Березовский же их все потратил. Более того, он там, действительно, потратил 50 миллионов долларов на оранжевую революцию. Говорят, что деньги передавались через Таргамадзе. Никакая Тимошенко, естественно, этих денег не видала. Березовский, разумеется, был уверен, что да, оранжевая революция свершилась на его деньги. Самое удивительное, что в это поверил и Путин. А, конечно, ничего за это Березовский не получил, потому что... Ну как? До Тимошенко эти деньги не дошли, начнем с этого.
И, конечно, вот, посмотрите, как оно... Березовскому все удавалось, все эти разводки, пока он был у власти. А как только он ушел от власти, посмотрите, как стало нехорошо. Значит, первое, была замечательная история с Рыбкиным, после которой, конечно, его звезда покатилась к закату. Напомню, что это была, ну, видимо, такая же разводка. Заключалась она в том, что кандидат Рыбкин пропал накануне президентских выборов и потом он вдруг объявляется и говорит «Да я тут уехал в Киев, а меня похитили какие-то люди, они мне угрожали» и несет что-то невероятное.
Вот, как я уже сказала, через несколько лет после этой истории, общаясь с Борисом Абрамовичем, я его спрашиваю «А что это было?» И он отвечает мне, что идея была такая, что Рыбкин уедет на неопределенно долгое время, там, на полтора года исчезнет. Все подумают, что он будет убит, от этого режим Путина падет, а через полтора года Рыбкин объявится.
Я не знаю, была ли это правда или очередная версия правды, которая в тот момент казалась удобной Борису Абрамовичу. Но я сильно подозреваю, что что-то в этом роде было задумано. А проблема, конечно, заключалась в том, что фсбшники проследили все эти звонки Рыбкина, который уехал в Киев, там его добыли и сказали «Ну, парень, мы тебя сейчас замочим, а потом покажем, что это сделал Березовский, потому что...» Ну, видно же, что он уезжал добровольно. «Или хочешь, возвращайся». Я предполагаю, что была такая история.
Разводок стало очень много. Была безобразная разводка с Ачимезом Гочияевым, тем самым, который взрывал дома. Когда люди Березовского поехали к нему в Панкисское ущелье, ну, это все равно, что поехать к Бен Ладену в Тора-Бора. Вернее, не в Панкисское ущелье – они поехали в Грузию, а в Панкисское ущелье они ехать испугались. Это же понятно, что это делали не Фельштинский и Литвиненко, это, конечно, была санкция Бориса Абрамовича. И там, значит, Гочияев передал письмо о том, что он – простой бизнесмен. Это Ачимез-то Гочияев, который был имамом мечети в Карачаевске мусульманского общества №3 и который после этого устроил еще несколько серий терактов, включая, кстати... Его ученики там фигурируют и во взрыве на Рижской, и во взрыве на Автозаводской.
И, вот, значит, этот человек, который сидит в Панкисском ущелье вместе с эмиссарами Хаттаба реальными, рассказывает, что дома взрывала ФСБ, а потом, когда захотелось продолжения банкета, Гочияев попросил 3 миллиона долларов. Так мало того, что он попросил 3 миллиона долларов. Когда ему Березовский, естественно, отказался их дать, то Гочияев написал письмо, оно тоже опубликовано о том, что, знаете, вы мне давайте 3 миллиона долларов, а то я... Мне 3 миллиона долларов даст ФСБ за то, что я расскажу, что дома взрывал Березовский.
Вот это вопрос, что разводчик, особенно в положении, когда он не сильный, не имеет власти, легко делается жертвой разводки.
То же самое было по второй истории с неким Никитой Чекулиным – это был директор некоего НИИ Росконверсвзрывцентр, который проворовался, убежал в Лондон. И там ему Березовский платил 5 тысяч фунтов в месяц и рассказывал всем, что вот это у Чекулина украли тот самый гексаген, которым взорвали дома. И все было хорошо, пока там то ли иссяк источник денег, то ли Чекулин он вообще такой был. Короче, оказалось, что он записал все свои разговоры с Березовским на магнитофон. Мы их никогда не увидели (эти разговоры), потому что, видимо, ничего криминального в них особо не было, разве что ругань на Путина. И, значит, он приехал обратно в Москву и стал всем рассказывать, какой плохой Березовский.
Вот это были уже неудачные разводки. И такой же неудачной разводкой оказался процесс с Абрамовичем, который, с одной стороны, решение судьи Глостера о том, что Березовский не был в доле Абрамовича, было дико несправедливым, потому что... Ну как сказать? Ну, это всем известно, что да, это Березовский создал Сибнефть и что да, он был хозяином Сибнефти. Вот, я не знаю, это как это самое. Путин ездит с мигалкой. Да? Это общеизвестный факт.
Но что погубило Бориса Абрамовича? Вот та самая привычка считать, что правда – это то, что выгодно тебе в данную минуту. Потому что Борис Абрамович рассказывал, да, это он создал Сибнефть, да, это он открывал двери ногой в Кремле (он это говорил в лондонском суде). А перед этим был другой суд с Forbes по поводу статьи «Крестный отец Кремля», где Березовский рассказывал, что он никакого отношения к Сибнефти не имел и никаким крестным отцом Кремля не являлся. Вот, от великого до смешного один шаг. На престоле можно врать. У Оруэлла это прекрасно описано, да? «Мы всегда воевали с Океанией». А в лондонском суде врать нельзя: «Не-не-не, парень, ты говоришь, что мы всегда воевали с Океанией. Вот, ты вчера говорил другое». И, конечно, проигрыш Абрамовичу – это был конец, потому что Березовский остался с огромными долгами без всяких надежд. Он там пытался привлечь к себе внимание вот этими открытыми письмами, призывами к Патриарху, вот какое-то покаяние в Facebook. Это же даже не то, что не комментировали, это не замечали. Если человек распродает картины, чтобы покрыть долги, если человек... Там, все-таки, я не знаю, сплетни или нет, что он там занимал 5 тысяч долларов на самолет. Ну, понятно, что это не то, чтобы он занимал, не было денег, а вот так вот перехватить. Ну вот это, конечно, нечеловеческое унижение для человека, который летал только чартерами.
Альфа-групп. Несколько месяцев назад она купила же Боржоми. А Боржоми у нас принадлежал Бадри. А половина денег от этой покупки должна была идти Березовскому, чем, насколько я знаю, в Кремле были страшно недовольны. Но все деньги ушли адвокатам, ни одной копейки из этого Березовский не увидел, собственно, от чего, я думаю, Кремль и санкционировал эту сделку.
И вы будете смеяться... Конечно, да, я приму в качестве вердикта любой вердикт, который вынесет английское правосудие, было это убийство или самоубийство. Но если, подчеркиваю, если английское правосудие скажет, что это было самоубийство, то я буду думать, что вот это так сложно и было задумано, что это была последняя разводка великого разводилы. Не великого злодея – это неправда. Ну, называть Бориса Абрамовича великим злодеем... Ну, Сталин был великий злодей.
Вот, последняя история, которую мы должны были обсуждать, особенно если сейчас, действительно, выяснится, что у него есть завещание, в котором написано, что «не верьте, я никогда не покончу с собой». Это вот рука мастера. И ни о ком другом как о Березовском это нельзя было бы подумать. Но, конечно, если этот человек, действительно, сам покончил с собой, то он постарался это обставить максимально таким способом, чтобы максимально подумали на кровавый режим и чтобы максимально обсуждали это, потому что, конечно, Борису Абрамовичу всегда хотелось быть в центре любого внимания.
Все-таки, как я уже сказала, я говорила не о Березовском, а о феномене разводки. Потому что в какой-то мере... Вот, есть же воспоминания, по-моему, Доренко, где Доренко говорит, что Путин как-то сказал Березовскому «Я хотел бы быть Березовским». Ну, я не знаю, насколько Владимир Владимирович его ученик, но я думаю, что он выучил один урок, что для бесконечных манипуляций людьми нужна бесконечная власть. Вот, если ты хочешь, чтобы тебе там сегодня Баталина говорила одно про детей американских, завтра она говорила другое, чтобы сегодня мы там дружили с Америкой, а завтра называли ее Третьим Рейхом, то у тебя должна быть бесконечная власть.
А вот есть второй урок череды разводок о том, что рано или поздно манипулятор кончает плохо. Есть замечательная история, которая связана с тем, что называется «дилеммой узника», которая связана с тем, что любая стратегия, которая предусматривает кооперацию, в долгосрочном плане всегда оказывается лучше для обеих сторон, чем стратегия, которая предусматривает кидок. Кидок – это только тактика. И, вот, что рано или поздно манипулятор кончает плохо, я думаю, придется нашим властям убедиться как и Березовскому на собственной шкуре.
Еще у меня один вопрос, что это было с Абрамовичем, это безумное заявление РБК ТВ о том, что, дескать, он допрошен, он арестован. Будете смеяться, я знаю, что было. Я не могу понять, зачем это нашим властям, подчеркиваю, не РБК ТВ, а нашим властям понадобилось? Что, насколько я знаю, было?
За неделю до всей этой утки Абрамович прилетает с Дарьей Жуковой в Америку рожать. К нему подходит на границе человек и вручает повестку, и говорит, что «вас ждут перед Большим жюри». То есть никакое не ФБР допрашивало, и это не допрос, это опрос. «Вас ждут перед Большим жюри города Нью-Йорка в связи с обстоятельствами, при которых Россия выиграла право проводить Чемпионат мира». Напомню, что у нас Абрамович и Капков – сопредседатели (я забыла, как это называется) Российского Футбольного Союза? если честно, у меня очень плохо с футболом, я даже не знаю, сколько в него человек играют. И я думаю, что это ничего страшного и я думаю, что вряд ли Абрамовичу есть что по этому поводу сказать Большому жюри, потому что совершенно точно он денег лично туда не носил.
Вот это происходит. А дальше, видимо, у наших властей, как я себе представляю, было какое-то замешательство, что с этим делать, и они решили пустить вот эту совершенно идиотскую утку, когда на РБК ТВ вылез персонаж, которого зовут Сергей Соколов, который бывший хозяин охранного агентства "Атолл". Не путать с Сергеем Соколовым, замечательным журналистом и замом главного в «Новой газете». И вот этот Сергей Соколов ("Атолл") начал гнать какую-то пургу о том, что Абрамовича задержала МИ-6. Значит, как МИ-6 кого-то может задержать в Америке? В связи со смертью Березовского. Что его допрашивают. Что, как сказал Соколов, увлекаясь... Там были потрясающие фразы, если вы смотрели это выступление Соколова на РБК ТВ. Он говорил, что «мне сначала позвонили из Лондона и сказали «Рому будут брать». Ну, лексика, да? «Мне позвонили мои приятели из МИ-6». Ну вот так я себе и представляю английского офицера МИ-6, который по-английски говорит господину Соколову «Рому». Не «Абрамовича», не «Романа» даже, не «Мистера Абрамовича», а «Рому будут брать». «Рома» - чисто русская лексика.
Потом, значит, ему, якобы, позвонили, что Рому уже взяли. Потом господин Соколов начал фантазировать дальше о том, что мы же знаем, как английские власти плохо себя ведут – им бы лишь наехать на Россию. Дальше там было высказано типа предположение, что это они устроили смерть Политковской, это они устроили смерть Литвиненко. Вот, насчет Политковской меня особенно поразило. Это я еще никогда не слыхала, что англичане убили Политковскую. Впервые услышала. То есть было ясно, что этот человек гонит абсолютную пургу.
И, вот, почему за этой пургой надо было спрятать реальное событие, если честно, я не знаю. Может быть, наши власти растерялись. Может быть, решили, там была какая-то идея сыграть на понижении курса акций Евраза, которые, действительно, упали. Но, вот, совершенно точно это не была инициатива самого РБК ТВ, потому что, ну, все мы – профессиональные журналисты. Первое. Если к нам приходит вот такой Сергей Соколов и говорит, что его верные люди из МИ-6 ему позвонили и сказали, что Рому будут брать, то любое профессиональное, даже полупрофессиональное СМИ гонит такого Соколова метлой.
Второе. Ну, уж если это РБК ТВ один раз сказало, это кому-то там не понравилось, то, как вы понимаете, Абрамович мог позвонить Прохорову и сказать «Что это за фигня?» Вот, что это было? Вернее, что это было, я примерно понимаю. А зачем это понадобилось нашим властям, я не знаю. У меня вообще ощущение, что они в какой-то такой, все-таки, там в Кремле легкой дезориентации и панике.
Ну посмотрите, например, странную историю. У нас Путин и Медведев стали летать вертолетами. Никогда не летали, вдруг летают. Я зуб вам даю, это из-за Болотных протестов. Вот, настолько стала раздражать история с мигалками население... Это победа Синих ведерок, да? Настолько история с этими кортежами стала раздражать население, что было решено «Нет, лучше пусть летают». Правда, все равно мигалки остаются, но хотя бы вот эта часть напряженности снята.
Посмотрите на историю со снятием Сердюкова. Все-таки, какие бы там ни были интриги, какой бы там ни был Сергей Иванов и так далее, но в конечном итоге эта история о том, что есть министр обороны, которым страшно недовольна армия, и в такое время опасно иметь ситуацию, при которой армия недовольна. Другое дело, что вопрос о качестве этой армии, потому что качество этой армии совершенно ужасное. Если я ничего не путаю, то просто для примера. У нас где-то, по-моему, 80 тысяч исков лежит к Министерству обороны различных офицеров, и 80% этих исков – это иски о задержки зарплаты на 2-3 дня. То есть понятно, почему подается такой иск – после него офицера нельзя уволить.
У нас раньше мечтали отличиться на поле битвы, у нас теперь мечтают попасть в резерв, то есть быть фактически уволенными, но недоуволенными. Там, получать за это 50 тысяч рублей, ничего не делать и уже обустраивать свою жизнь и иметь право на квартиру.
Это очень страшная история, что у нас происходит с армией, но вот еще раз повторяю, похоже, что главный мотив увольнения Сердюкова – это «опасно иметь недовольную армию».
То есть поразительным образом мы видим, с одной стороны, то, что оппозиция... Ну, я не могу сказать, что она делает особенные успехи. Точнее, я могу сказать, что она перешла к систематической делегитимизации властной системы и в том, что касается скандалов с диссертациями, и в том, что касается скандалов с недвижимостью. Но это не есть дело рук лидеров оппозиции. Это даже не есть дело рук Навального, которого, на самом деле, по полной программе загрузили Кировлесом, который ближайшее время будет проводить в городе Кирове. То ли его посадят, то ли не посадят, но помучают на полную катушку. Но вот мы видим: чем больше мучают Навального, тем больше людей работает на Навального и готовы ему отдавать свои лавры. И чем больше мучают Навального, тем больше он воспринимается как один из лидеров оппозиции.
Но, все-таки, мы видим, что главное, не то, чего добивается оппозиция, а то, как пугается и неадекватно ведет себя власть.
ОГЛАВЛЕНИЕ. ПОЛИТИКА. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА В ПРОГРАММЕ "КОД ДОСТУПА".
