МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ. Вырастить дерево... Продолжение 2
Monday, 19 May 2014 17:33С вечера хлынул дождь и лил всю ночь. Утром он ливнем быть перестал, но моросил упрямо, явно, не собираясь идти на компромисс.
Продолжая мысленно репетировать съёмку под дождём в условиях, когда одна рука занята зонтом, я отправилась с одной встречи с природой на другую.
Но, видимо, наша решимость не сидеть под крышей, а погулять среди деревьев, его слегка смутила, потому что, приехав на место и выйдя из автобуса - нашей машины времени, - мы обнаружили, что дождь отстал по пути, но что он сослужил для нас прекрасную службу, так освежив воздух, так напоив его ароматной влагой, что хотелось дышать-дышать-дышать - и даже, может быть, унести сколько-то этого воздуха с собой.

А послали нас под попечительство доктора Сарале Орен, которая с невероятными артистизмом, страстью и любовью к предмету рассказала нам об истории Неот Кдумим и дала параллельно урок высокого иврита.


После лекции мы отправились, возглавляемые и направляемые неугомонной Сарале, в поход по библейскому райскому саду ( я не переставала дышать-дышать-дышать).

Первым объектом и добычей моей фотокамеры стал каперсник

Красиво цветёт, правда? Это у цветка такие тычинки длинные.

А вот сами каперсы я не люблю: они имеют привкус горечи, который мне мешает наслаждаться этим деликатесом, хотя говорят, что дамам обязательно нужно есть каперсы для поддержания здоровья. Ну, вот, я дарю вам эту информацию, и, если кто-то из вас к горечи равнодушен, можете этой информацией воспользоваться и продлить жизнь и красоту.
Цветок каперса стал символом заповедника Неот Кдумим.
И это понятно! Каперсник готов расти где угодно: на скалах, между камнями, из которых сложены стены древних построек, в отсутствии почвы и воды. Он пробивается сквозь камни и цветёт там, где, казалось бы, даже сухим колючкам не под силу было бы выжить.
Сорок с лишним лет назад никакого заповедника не было. Ботанический музей, который супруги Реувени организовали в своём иерусалимском доме, погиб во время Шестидневной войны, но "воля и труд человека дивные дива творят" - и вот, в 1965 году на голые каменистые холмы стали возить землю, сажать растения - сад библейских растений пробился через камень, как пробивается сквозь него каперсник. Лучшего символа для заповедника найти было нельзя.
Сквозь деревья парка виднелись такие, чисто израильские, окрестные пейзажи


На этом - вся страна в целом: люди, природа и созданные людьми индустрия и сельское хозяйство, не только природе не вредящие, но находящиеся с ней в эстетическом единении


Мы шли по дорожке между сосен, и я всё время оставала, потому что, как не снять вот это всё?!

Дикая морковь

Дикий укроп


Дикий анис

Боярышник


И хотя я пишу всё время: "Дикий-дикая-дикое",- растения эти вполне приручены и ведут себя исправно: растут, цветут и дышат в воздух непередаваемым ароматом.

Сосны помогают им в создании этого аромата, который словами описать невозможно!

Колонный зал природы

Сосна цветёт

Мордовник

Среди овса

Коронка белая

Папирус

Некто, похожий на клевер


Чем не Левитан?

Незнакомец

Дыша-дыша-дыша, отставая и фотографируя, я добралась до пруда и уток. Утки прекрасно себя там чувствуют, хотя и не растения



Тем более, что нам показали настоящего феллаха

И рассказали, как ему, бедолаге, в библейские времена приходилось добывать хлеб насущный

Сарале и молотилка

Я представила себе эту пахоту в нашем климате и прониклась ещё большим пиететом к техническому прогрессу, тем более, что над нашими головами то и дело раздавался гул самолётных двигателей: аэропорт имени Бен-Гуриона находится недалеко от заповедника - сверхсовременное сооружение рядом с библейскими тишиной и безмолвием рощ, полей и лугов.






Пшеница всегда была важной культурой для наших далёких предков. Пшеница - это и хлеб, и каша, и корм для животных, и подстилка для них. Её и сейчас выращивают, но, разумеется, не в экономически значимых количествах - слишком нас много, но слишком мало в Израиле земли, чтобы вырастить хлеб для всех. Выращивание пшеницы в наши дни, как я понимаю, имеет некий сакральный смысл.
Но для того, чтобы испечь лепёшки, нужно было зерно смолоть, а потому мы отправились на мельницу.
И тут припустил дождь...
О, он нисколько не собирался нас щадить, видимо, посчитав, что дал нам достаточно времени и совершенно не приняв в расчёт, что человек с фотоаппаратом в руках о времени просто забывает!
В общем, поливал он нас знатно, но до мельницы мы всё же добрались.
Мельница водяная. Вода хранится в резеруаре типа бассейна. Фото бассейна нет: дождь всё же не дал запечатлеть все подробности библейского быта.
Для того, чтобы вода начала вертеть жёрнов, нужно было пошурудить деревянной палкой, вставленной в отверстие в полу.
Эту задачу доверили Гарри Резниковскому, и он справился с ней блестяще!


Помните, в одной из передач "Что? Где? Когда?" знатоков попросили добыть огонь трением и Александр Бялко добыл его! Причём, Ворошилов кричал: "Посмотрите! Дикари делали это вдвоём, а Бялко справился один!"
Вот и Гарри справился один. В случае чего, Гарри не пропадёт; не пропадут и те, кто окажется в этот момент рядом.
Но вот вода пошла из бассейна, мельница заработала, жернов начал вращаться:
Ура, хаверим!
Тут за нами пришла наша машина времени, чудесный поход закончился.
Правда, был ещё обед и приятные беседы за столом - под грохот ливня по крыше столовой, - но из библейских времён мы выпали, а современность вам знакома не хуже, чем мне.
На память об этом дне остались впечатления, фотографии и вот эта монетка, которую я сама отчеканила, держа одной рукой зонт, другой - тяжеленный молоток, третьей... ах, да! У меня ведь нет третьей руки! Ну, в общем, как-то отчеканила.
Аверс и реверс. Сами решайте, где что.


Но самым главным впечатлением этого дня была приобретённая философская истина, вытекающая из грамматики языка иврит.

Мы обязаны знать своё прошлое для того, чтобы не испортить себе будущее!
Ссылки на все части репортажа
ОГЛАВЛЕНИЕ. МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ.
