leon_orr: glaz (Default)
[personal profile] leon_orr


В середине XV века, лет за тридцать до открытия Америки, португальская экспедиция под командованием Диогу Афонсу обнаружила у западного побережья Африки в шестистах километрах от побережья Сенегала необитаемый архипелаг. На покрытых застывшей лавой, практически лишенных воды островах почти ничего не росло. Зато географическое положение архипелага было крайне удачным.
Обосноваться на Островах Зеленого Мыса оказалось непросто — лавовые поля совершенно бесплодны, а в тех немногих местах, где можно было что-то выращивать, был очень нездоровый климат. Желающих переселиться сюда из метрополии находилось немного. Поэтому португальцы начали заселять острова африканскими рабами.

Португальцы стали использовать его как базу для своих морских экспедиций, а позже — как перевалочный пункт для переправки в Новый Свет африканских рабов. Невольничий рынок располагался на самом берегу. Здесь же, в гавани, живой товар грузили на суда, которые отправлялись на Запад через Атлантику.

К середине XVI века на острове Сантьягу, где находится теперешняя столица Кабо-Верде, Прая, вырос городок Рибейра-Гранди. Примечателен он тем, что здесь были построены первый в африканских владениях европейцев монастырь и первый кафедральный собор, на его месте сейчас видны лишь руины.

К началу XVII столетия португальцев здесь почти не осталось — только несколько человек администрации. Острова были фактически предоставлены самим себе. В результате уже к концу века на архипелаге в условиях относительной изоляции сложился самостоятельный народ — кабовердцы.

Португальцы стремились расширить свои заморские владения, но для этого им элементарно не хватало людей — в XVI—XVII веках население метрополии насчитывало не более полутора миллионов.

Пришлось делать ставку на коренное население. Постепенно на официальные посты в колонии стали назначать не только белых, но и цветных. Именно цветные кабовердцы осваивали для Португалии новые земли и поставляли на Американский континент африканских рабов.

Немногочисленные белые поселенцы, смешавшись с африканцами, создали особую креольскую культуру со своим, креольским, языком, который отличается от португальского произношением и обильными заимствованиями из разнообразных африканских диалектов.

Креольский стал языком португальской экспансии в Африке и Азии. На другом конце света, в Китае, в бывшей португальской колонии Макао, говорят на том же языке, что и здесь, на Островах Зеленого Мыса.

В отличие от языка кабовердское искусство не распространилось за пределы Островов Зеленого Мыса. Оно самобытно развивалось в пределах архипелага, культурной столицей которого считается город Минделу на острове Сан-Висенте. Из Минделу родом большинство писателей, поэтов и художников Кабо-Верде.

Портовые города часто становятся центрами музыкальной культуры. Взять хотя бы Марсель, Новый Орлеан, Одессу… В их компанию с полным основанием попадает и город Минделу, столица острова Сан-Висенте. Этот город — родина Цезарии Эворы, певицы, благодаря которой многие вообще узнали о том, что где-то у Атлантического побережья Африки есть такое государство — Кабо-Верде.




Фотография взята на Яндексе.Раздел "Цезария Эвора в картинках".


Цезария Эвора пела с юности — все больше по портовым кабачкам. Ими бы, скорее всего, и ограничилась ее карьера, если бы не случай.

Свой первый сольный альбом певица записала в сорок три года в Лиссабоне. Первым продюсером Сезарии стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне в ресторане Enclave клуб лиссабонских кабовердцев, её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердийскими корнями, и был покорён её голосом так, что положил три года на то, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнию певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с Lusafrica, которое длится до сих пор.

За первой последовали другие записи, потом гастроли по Европе, а после того как в фильме Эмира Кустурицы «Подполье» прозвучала в ее исполнении песня «Аусенсия», — и по Соединенным Штатам. На сегодняшний день Цезария Эвора — босоногая дива, как ее прозвали журналисты, записала полтора десятка дисков, в том числе два сольных.

На сцену Эвора неизменно выходит босиком — это символическая дань бедности, в которой жили (и продолжают жить) её земляки на Островах Зелёного Мыса. Сезария ходит босиком и в жизни, уже очень много лет. Она обувается лишь в резиновые сланцы во время поездок по странам где нет теплого климата.

У Цезарии нет постоянной группы. Для гастролей и работы в студиях звукозаписи она приглашает разных музыкантов — в основном с Кабо-Верде, Кубы и из Бразилии.Только гитарист, певец и композитор Биуш работает с Эворой вот уже пятнадцать лет.

Певица не только прославила Острова Зеленого Мыса — она приносит им и более осязаемую пользу. Налоги, которые Цезария платит со своих гонораров, заметно пополняют бюджет этой небольшой — с населением около трехсот тысяч человек — и весьма небогатой страны. Кроме уплаты налогов Цезария Эвора еще и содержит всю систему начального школьного образования Кабо-Верде.

У себя на острове Сан-Висенте Цезария Эвора проводит всего несколько месяцев в году. Но двери ее дома открыты всегда — сюда приходят бедняки попросить еды или немного денег. Им никогда не отказывают. Многочисленных посетителей принимает в доме Цезарии ее сын Эдуарду, повар по профессии.

Тем, кто приходит посмотреть, как живет знаменитая певица, он все в доме с готовностью покажет.

Эдуарду, сын:

— В этом году мама провела здесь всего полтора месяца. Дома она отдыхает от гастролей — хлопочет по хозяйству, готовит, но никогда не поет — даже под нос ничего не мурлычет.

Ни одной новой песни, нового исполнителя, появившегося на островах, Эвора не пропустит. Вообще же, по словам Эдуарду, мать после каждой поездки клянется, что теперь ее из дому ни за что не выманишь. Но всякий раз импресарио умудряется каким-то образом уговорить певицу — и та, чертыхаясь, едет в еще одно, «уж точно последнее» турне.

Цезария Эвора уже не молода, как не молод и ее старинный приятель Мануэль ди Новаш, автор трех десятков исполняемых ею песен.

Мануэль ди Новаш:

— Мы с нею с детства знакомы… Мы дружили, иногда вместе выступали — пели и играли — еще задолго до того, как она начала записывать пластинки.

Певица добилась славы и богатства, тогда как имени Мануэля ди Новаша за пределами Кабо-Верде практически никто не знает. Даже кормиться сочинительством у него никогда не получалось. Четыре года назад он ушел на пенсию. Всю жизнь провел в море — начинал юнгой и закончил портовым лоцманом.

Мануэль ди Новаш:

— Я начал играть на гитаре и сочинять музыку, когда в первый раз вышел в море. Мне тогда было четырнадцать. Почти все на судне были музыкантами — кто-то играл на гитаре, кто-то на барабанах, на кларнете, на саксофоне… И многие сами сочиняли музыку.
Цезария Эвора поет и на креольском, и на португальском, но у ди Новаша все песни — только на креольском.
На этом диске, он вышел в позапрошлом году, Цезария исполняет морну «Мое сердце плачет». Как многие наши морны, она о том, что чувствует моряк, когда расстается с домом, с любимой. Музыка родилась у меня как-то сразу, когда наш корабль выходил из порта и еще были видны маяк и островок, на котором раньше была таможня.

Морна возникла в конце XIX века. Изначально — это песня о муже или возлюбленном, который уехал за море, и Бог знает, вернется ли. В ней много грусти, но никогда — надрыва. Как кубинская хабанера, аргентинское танго, новоорлеанский джаз и бразильская босанова, морна тихо-мирно дожидалась в Кабо-Верде своего часа.

Первые пластинки с музыкой Островов Зеленого Мыса появились в Соединенных Штатах в 30-х гг. XX столетия.

В Америке и Европе уже в начале прошлого века было много эмигрантов с этих островов. Так что морна там звучала — но, увы, по большей части в домах соотечественников. И без Эворы музыка Кабо-Верде рано или поздно завоевала бы мир. Она ведь и африканская, и европейская, и латиноамериканская одновременно. Но Эвора, конечно, сделала для этого очень много.

В мае 2010 года в следствие проблем с сердцем Сезарии пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры.























Ставлю другой ролик с этой песней - ради антуража:














Дискография

  • 1987 — Distino di belta


  • 1988 — La Diva Aux Pieds Nus (рус. Босоногая дива)


  • 1990 — Distino de Belita (рус. Судьба красавицы)


  • 1991 — Mar Azul (рус. Лазурное море)


  • 1992 — Miss Perfumado (рус. Благоухающая девушка)


  • 1994 — Sodade


  • 1995 — Cesária (рус. Сезария)


  • 1997 — Cabo Verde (рус. Кабо Верде)


  • 1999 — Café Atlântico (рус. Кафе Атлантику)


  • 1999 — Mar Azul


  • 1999 — Cesaria Evora Remixes


  • 1999 — Best Of (рус. Избранное)


  • 2001 — São Vicente de Longe (рус. Сан Винсенте издалека)


  • 2002 — In Bloom II


  • 2003 — Voz de Amor (рус. Голос любви)


  • 2003 — All Gold Of The World


  • 2006 — Rogamar (рус. Ода морю)


  • 2009 — Nha Sentimento



  • Date: Saturday, 2 July 2005 13:02 (UTC)
    From: [identity profile] el-41.livejournal.com
    За Evora-Cezaria-Monte-Cara особое спасибо от моего мужа,он её обожает и давно ищет её диск.

    Date: Saturday, 2 July 2005 22:57 (UTC)
    From: [identity profile] leon-orr.livejournal.com
    У меня есть несколько ее песенок - выложу. Диска нет, она не разрешает скачивать, поэтому в инете ее мало.

    Date: Monday, 4 July 2005 12:50 (UTC)
    From: [identity profile] libellule-fun.livejournal.com
    У меня есть Эвора в мр4 - несколько альбомов. Очень нравится, но подолгу слушать не могу.

    Date: Tuesday, 5 July 2005 06:16 (UTC)
    From: [identity profile] leon-orr.livejournal.com
    Подолгу, наверное, ничего нельзя слушать...кроме джаза. Это я о себе.
    Что такое mp4? Я уже видела, но пока еще не скачивала этот формат. Нужна особая программа, чтобы слушать такие записи?

    Profile

    leon_orr: glaz (Default)
    leon_orr

    April 2025

    S M T W T F S
      12345
    6789101112
    13141516171819
    2021 2223242526
    27282930   

    Style Credit

    Expand Cut Tags

    No cut tags
    Page generated Wednesday, 11 February 2026 18:38
    Powered by Dreamwidth Studios