ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ. ГРУСТНО МНЕ ЕГО ЧИТАТЬ.
Wednesday, 16 August 2006 11:151963
18 января, пятница. С интересом читаю протоколы и стенограммы десятого съезда РКП(б) с участием Ленина, Троцкого и других. Удивительное было время, удивительные люди! После дискуссии, затеянной Троцким, фактически антипартийной, Троцкого же съезд избирает членом ЦК. А в нынешние времена? Интересно выступление Затонского по докладу Сталина о национальном вопросе. Говорит умно и не слишком учтиво.
И я вспомнил историю, рассказанную Радзинским. Ее можно озаглавить “Поезд Киев–Москва”. У Затонского был друг, директор киевской киностудии Орелович, в прошлом чекист. Затонский тогда был наркомом внутренних дел Украины. Однажды вызвал его Сталин и сказал, что на Дальнем Востоке сложилась неблагоприятная в политическом отношении обстановка и что он посылает туда Затонского с правом без суда и следствия арестовывать и расстреливать врагов советской власти. Но поскольку Затонский вряд ли сможет справиться с этой работой один, то Сталин предложил ему подобрать кадры из надежных, проверенных, своих людей. Затонский поручение выполнил. И вот настал день, когда на перроне Киевского вокзала гремела музыка, были цветы, вино – пышные проводы Затонского и ста пятидесяти его верных чекистов, среди них был и Орелович. Поезд отошел от вокзала в Киеве. Когда поезд пришел в Москву, в нем не было ни Затонского, ни ста пятидесяти его соратников. Все они были взяты в дороге. Сталину нужно было изолировать, ликвидировать не одного человека, а весь узел. След Ореловича семья его до сих пор не может найти.
20 января, воскресенье. В редакцию журнала пришло письмо от Славы Македонского, писателя, работавшего в Темир-Тау, – в Болгарии вышли “Снега метельные”, в библиотеке ему сказали, что эта книжка не залеживается на полке. И про польский перевод я узнал случайно, и про болгарский. Гонорара они не платят, так хотя бы сообщали автору о переводах! Написал в Иностранную комиссию СП в Москву и попросил помочь получить болгарский экземпляр.
Переделкино, Дом творчества, 1 декабря, воскресенье. Все-таки не смог бы жить в Переделкине. Какая-то здесь особенная, трагическая тишина. Может быть, от тяжелых воспоминаний. Студенты здесь дико пили, как будто перед концом света, кончали жизнь самоубийством. Один утопился в пруду. Здесь застрелился Фадеев, здесь умер Пастернак. И тишина глухая, гнетущая тишина, высокие мертвые заборы, неподвижность. Раньше казалось, что все это способствует творчеству, а теперь вижу, что ни один из моих сокурсников по Литинституту так и не появился в литературе. Ни один! Закончили – и пропали. В прошлом были надежды на будущее. Будущее пришло, и кроме диплома об окончании ничего нет.
Был у Домбровского на Большом Сухаревском, дом 15, кв. 30. Взял ему бутылку водки и кету на закуску. Он весь вечер изумлялся, почему же я не пью, такого раньше не случалось. Прощаясь, обрадованно догадался: “А-а, у тебя триппер! На конец поймал!”
Пока пил, жизнь скатывалась с меня, как дождь с плаща, как вода с гуся; а бросил, сразу обступила со всех сторон, как сухую промокашку, влага. Я впитываю, а ее много, и она тяжелая, бесконечная, не иссушаемая.
Начало здесь.
Один абзац я выделила потому, что в нем идет речь о моем деде - Ореловиче Соломоне Лазаревиче.
Обратная связь с читателями
Date: Wednesday, 16 August 2006 09:07 (UTC)Заранее спасибо за время, потраченное на меня
Re: Обратная связь с читателями
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:23 (UTC)Но не сегодня - у меня вчера был ужасный приступ мигрени, и я сегодня к серьезному чтению не способна, а ваши тексты поверхностно не прочтешь.
Re: Обратная связь с читателями
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:32 (UTC)Re: Обратная связь с читателями
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:37 (UTC)Днем со свежим воздухом у нас напряженка, а вот ночь погуляю обязательно.
И вам всего хорошего.
no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 09:52 (UTC)Но потом остываешь. Перечитываешь второй раз:
_________
он посылает туда Затонского с правом без суда и следствия арестовывать и расстреливать врагов советской власти. Но поскольку Затонский вряд ли сможет справиться с этой работой один, то Сталин предложил ему подобрать кадры ________________________________
То есть они ехали убивать БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ, и убивать много (одному не справиться). Их провожали с цветами, с оркестром - езжайте, соколики, быстренько всех убейте (без разбору, напоминаю), и возвращайтесь с чинами и наградами.
Ну и... божьи мельницы, в виде исключения, сработали быстро.
Извините, конечно, что цинично, тем более - дед. Мой прадед был когда-то в молодости левым эсером, ничего, конечно, не сделал там ни плохого ни хорошего, просто - сочувствовал. И всю жизнь при совдепах скрывался в глуши, сидел тише воды, только так и уцелел, а то бы его и без суда и без следствия.
no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:19 (UTC)Для меня вся гэбуха с первой секунды ее образования была ненавистна - и вдруг родной дед!
Я-то всю жизнь знала, что он был директором кинофабрики, и всю жизнь удивлялась и возмущалась, что его ни за что, ни про что расстреляли.
Вы же понимаете, что во мне наивности по поводу сталинских репрессий никогда не было.
Я понимала, почему он расправлялся со старыми большевиками, но чем ему насолили деятели искусства, я понять не могла.
И вот, два года назад, с появлением у меня компа, я нашла информацию о дедушке, которым гордилась всю жизнь и всю жизнь скорбела.
Представляете мое состояние?!
Я убита. Крушение идеалов, в самом прямом смысле слова.
no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:52 (UTC)Их погрузили в машины, вывезли далеко в степи, и там выбросили. Даже пуль тратить не пришлось...
no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 13:28 (UTC)Монстр, одно слово.
Монстр, порожденный монстрозной идеологией.
И родной дедушка в роли сторожевого пса этой идеологии.
Если есть кармическая связь между событиями жизни разных членов одной семьи,то КГБ ко мне цеплялся не просто так - это был такой гиньоль, который судьба пыталась сыграть со мной в главной роли, во искупление грехов деда.
no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 11:28 (UTC)no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 13:31 (UTC)Довженко его батькой называл.
Главное, что отец был мал тогда, и поэтому, думаю, и сам ничего не понимал из происходящего.
Да он нам и не рассказывал ничего.
Бабушка тоже не любила этих воспоминаний.
Она свои десять лет в Коми оттрубила - хорошо, была врачом, почему и выжила.
no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:00 (UTC)no subject
Date: Wednesday, 16 August 2006 10:19 (UTC)